Методы управления запасами

Целью логистической системы управления запасами является непрерывное обеспечение производства. Сокращение запасов может привести к большой экономии денежных средств. Реализация этой цели достигается решением

следующих задач:

- учет текущего уровня запаса на складах;

- определение размера страхового (гарантийного) запаса;

- расчет размера заказа;

- определение интервала времени между заказами.

Для выполнения этих задач следует выполнить такие аналитические работы:

1. Оценка рациональности структуры запасов – при этом выявляются

ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, приобретение

которых нужно ускорить. Это позволяет избегать излишних вложений

капитала в материалы, потребность в которых сокращается или не

может быть определена. При оценке рациональности структуры

запасов требуется определить объем и состав испорченных и неходо-

вых товаров.

2. Определение сроков и объемов закупок материальных ценностей. Для

всех предприятий общим является подход к определению объемов

закупок, он позволяет учитывать средний объем потребления материалов в течение производственно- коммерческого цикла и

дополнительное количество ресурсов для возмещения непредвиденных расходов материалов или увеличения периода, требуемого для форми-

рования необходимых запасов.

3. Выборочное регулирование запасов товаров, предполагающее, что

внимание нужно акцентировать на дорогостоящих товарах или товарах

высокой потребительской привлекательности.

4. Расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и

Сравнение с аналогичными показателями предыдущих периодов для установления соответствия наличия запасов текущим потребностям предприятия. Оборот производственных запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и их пополнения. Чем быстрее оборот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций.

Логистические модели оптимизации управления запасами можно подразделить на несколько видов.

1. Классическая модель характеризуется тем, что временные интервалы между поставками ресурсов могут изменяться в зависимости от характера их потребления. Она применима при соблюдении следую­щих условий: имеется лишь один вид товарно-материального ресур­са, который реализуется в одном режиме заказа и потребления; цикл возобновления заказа постоянен; запасов должно быть достаточно для потребления.

2. Система с фиксированным размером заказа. Предусматривает поступление материалов равными, заранее определенными оптимальными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до установленного критического уровня - «точки заказа».

Интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсивности расхода (потребления) материальных ресурсов.

3. Система с фиксированной периодичностью заказа. Система управления запасами с фиксированной периодичностью предполагает поступление материала через равные, регулярно повторяющиеся промежутки времени (периоды проверки наличия запасов). При каждой проверке запасов определяют наличный остаток, после чего оформляют заказ, размер которого зависит от интенсивности потребления материалов.

4. Анализ АВС применяется для сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе. Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры (ассортимента) реализуемых товаро-материальных ценностей на три группы (категории) А,В,С на основании некоторого формального алгоритма.

Товары класса А –это немногочисленные, но важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры этих запасов постоянно контролируют, точно определяют издержки, размер и момент заказа. Товары класса В занимают срединное положение по сравнению с группой А и требуют к себе меньшего внимания. Товары класса С, составляющие большую часть ассортимента относятся к второстепенным.

Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75% стоимости запасов составляют всего около 10% наименований номенклатуры (группа А), 20% стоимости – 25% наименований (группа В), 5% - стоимости – 65% наименований (группа С).

5. Анализ XYZ. Здесь весь ассортимент делят на 3 группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. В группу X включены товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем таких товаров хорошо прогнозируется. В группу Y включены товары, которые потребляются в колеблющихся объемах (сезонного спроса). Возможности прогнозирования – средние. В группу Z включены товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации таких товаров сложно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: