Задача 5. Дневная заработная плата – 120 руб

Дневная заработная плата – 120 руб. Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Определите, как изменится цена 1 часа труда, если рабочий день увеличится до 10 часов, а повременная заработная плата – до 130 руб. за день; интенсивность труда возрастёт на 10%, а заработная плата – на 5%. Что такое "цена часа труда"?

Решение

Первоначально цена часа труда составляла 15 руб. (120 / 8). При увеличении продолжительности рабочего времени с 8 до 10 часов и повышении повременной заработной платы до 130 руб. цена 1 часа труда снизится до 13 руб. (130 / 10).

Для анализа динамики заработной платы под воздействием роста интенсивности труда надо вспомнить, что интенсивность труда выступает в качестве скрытой формы удлинения рабочего дня на эту же величину (10%). Поэтому повышение интенсивности труда на 10% равнозначно удлинению рабочего дня до 8,8 часа (8 + 8 ∙ 0,01). При этом дневная заработная плата повысилась до 126 руб. (120 + 120 ∙ 0,05). Поэтому под воздействием роста интенсивности труда на 10% и повышения заработной платы на 5% цена часа труда сократилась с 15 до 14,32 (126 / 8,8).

Цена часа труда – это особая форма выражения стоимости рабочей силы, которая вводится, чтобы определить действительный размер повременной заработной платы.

Задачи

1. Средняя заработная плата в прошлом году составила 3 000 руб., а в текущем году увеличилась до 4 000 руб. При этом инфляция в прошлом году составила 18%, в текущем году уменьшилась до 14%. Определите, как изменилась реальная заработная плата за эти годы.

2. По данным двух стран определите индекс развития человеческого потенциала для каждой из них, сравните результаты и сформулируйте выводы о соотношении уровня жизни этих стран.

Таблица 37

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет Достигнутый уровень грамотности населения, % Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений, % Реальный ВВП на душу населения, долл.
Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б Страна А Страна Б
    95,6 90,0 56,3 28,6 5 360 4 210

3. Номинальная заработная плата работников бюджетной сферы в условной стране за 10 лет выросла на 910%. Средний темп роста цен за этот же период составил 50% в год. Определите индекс реальной заработной платы работников бюджетной сферы.

4. В условной экономической системе в предыдущем году было потреблено продуктов питания на 150 трлн ден. ед., а товаров длительного пользования на 110 трлн ден. ед. В текущем году объёмы потребления этих товаров составили 161 и 117 трлн ден. ед. соответственно. Цены в текущем году выросли по продуктам питания на 103%, по товарам длительного пользования на 105%. Определите индекс общего роста цен в данной экономической системе.

5. В современных экономически развитых государствах большую роль играет социальная поддержка населения. Представим, что вашей студенческой группе поступил заказ от правительственных органов на разработку и проведение опроса «Вы нуждаетесь в социальной поддержке государства?»

Совместно разработайте анкету для мини-опроса (10 – 12 вопросов), включая в нее вопросы, раскрывающие потребность домохозяйств в конкретных видах государственной социальной помощи. После заполнения анкет осуществите коллективную обработку анкет и дайте индивидуальные содержательные комментарии к полученным результатам.

6. Рассмотрите представленную на рисунке схему и ответьте на несколько вопросов.

Рис. 10. Схема распределения доходов

а) Какой процесс отображен на этой схеме?

б) На какие микроучастки можно разделить этот процесс?

в) Отобразите эти микроучастки и сформулируйте нормативы (контрольные показатели), через которые можно измерить и интерпретировать данный процесс.

7. Предположим, что первые 20% семей располагают 4,6% национального дохода страны. Доля следующих 20% семей составляет 10,8%. Третьи 20% семей имеют 16,9% дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20% населения, потребляет 24% дохода. Наконец, на оставшиеся 20% семей приходится 43,7% национального дохода. Постройте кривую Лоренца и определите с ее помощью коэффициент Джини.

8. По свидетельству международных аналитиков, существует тесная прямая связь между темпами экономического роста страны и ее успехами в борьбе с бедностью. Экономисты, изучающие рыночную экономику, обычно исходят из того, что средняя склонность людей к сбережению доходов ради будущего потребления увеличивается по мере роста их доходов. И наоборот, чем беднее люди, тем меньше они могут себе позволить заботиться о своем будущем и делать сбережения. Такая же закономерность обычно прослеживается и в экономическом поведении частных фирм или даже правительств. Неудивительно поэтому, что в более бедных странах, где большая часть доходов расходуется на удовлетворение текущих, зачастую неотложных, потребностей, общий уровень национального сбережения оказывается, как правило, ниже. Низкий уровень валовых внутренних сбережений препятствует росту валовых внутренних инвестиций, а без дополнительного инвестирования невозможно поднять эффективность экономики и повысить доходы. Так замыкается «порочный круг бедности».

 
 


Рис. 11. "Порочный круг бедности"

Рассмотрите схему, изображенную на рисунке, и ответьте на вопросы:

1. Означает ли, что бедные страны навечно обречены вращаться в этом замкнутом круге?

2. Какие рекомендации Вы могли бы дать правительствам данных стран по выходу из «порочного круга бедности»?

9. В условной экономической системе 8 домашних хозяйств, причем доход i-го домашнего хозяйства может быть выражен уравнением 20 + 3·i. Определите квартильный коэффициент.

10. Определите социальную и экономическую эффективность проведенной в условной стране политики занятости, если известно, что численность безработных, снятых с учета по все основаниям в течение года составила 500 тыс. чел., численность безработных на начало следующего года была 5 млн чел., а расходы бюджета государственного фонда занятости населения составили 5 млрд ден. ед.

Примечание

Расчет социальной эффективности политики занятости может производиться по следующей формуле:

СЭПЗ = ЧБСУ/ЧБк,

где СЭПЗ – социальная эффективность политики занятости в определенном календарном периоде; ЧБСУ – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение календарного периода, чел.; ЧБк – численность безработных на конец периода, чел.

Экономическую эффективность государственной политики занятости можно рассчитать двумя способами.

При первом способерасчета определяются удельные (в расчете на единицу социальной эффективности политики занятости) расходы бюджета политики занятости:

ЭЭПЗсэ = РГФЗН/СЭПЗ,

где ЭЭПЗсэ - экономическая эффективность политики занятости (по социальной эффективности) в определенном календарном периоде, ден. ед../ед. социальной эффективности; РГФЗН - расходы бюджета ГФЗН за тот же календарный период, ден. ед.

Второй способоценки экономической эффективности государственной политики занятости предполагает использование более традиционного показателя годовых расходов бюджета политики занятости в расчете на безработного, снятого с учета в течение отчетного периода. В этом случае формула для расчета экономической эффективность политики занятости следующая:

ЭЭПЗбсу = РГФЗН/ЧБСУ,

где ЭЭПЗбсу - экономическая эффективность политики занятости (по числу безработных, снятых с учета), ден. ед./чел.

Как и в случае с показателем экономической эффективности политики занятости (по социальной ее эффективности), чем больше расходы средств ГФЗН, тем ниже экономическая эффективность политики занятости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: