В современном мире рынок свободной конкуренции существует как частность, а господствующими его формами являются разновидности рынков несовершенной конкуренции (в виде монополистической конкуренции и олигополии).
Как известно, даже свободная (совершенная) конкуренция имеет ограниченные регулирующие функции. Она не справляется с регулированием процессов, находящихся вне сферы действия бизнеса, тогда как многие «внешние» по отношению к нему эффекты часто имеют огромное значение (например, последствия строительства водохранилищ, проведения линий электропередач и сооружения электростанций и т.п.) К тому же, не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Вне сферы его действия находятся так называемые общественные блага (например, экологическая защита, содержание органов охраны правопорядка, армии и т.п.). Нельзя полностью коммерциализировать в обществе образование, здравоохранение, культуру, практически безинтересна бизнесу фундаментальная наука и т.п.
Кроме того, для действия совершенной конкуренции необходимы определенные условия, которые сами собой поддерживаться не могут, поскольку объективной тенденцией является перерастание конкуренции через концентрацию производства в монополию.
|
|
Господство несовершенной конкуренции приводит зачастую к нарушению прав и интересов потребителей, диспропорциям и т.п., поэтому ее условия и последствия также нуждаются в регулировании.
Практика стран с рыночной экономикой показала, что нормой жизни стали такие проявления макроэкономического неравновесия, как инфляция, безработица, цикличность производства.
Это и многое другое делает необходимым использование других регуляторов общественной жизни. В современном хозяйственном механизме принято выделять 4 блока регуляторов:
1. конкурентно-рыночный механизм;
2. внутрифирменного (гл. обр. монополистического) регулирования;
3. государственного регулирования;
4. механизм международной координации экономической политики.
В этой системе регуляторов все более возрастает роль государственных. Целями госрегулирования являются обеспечение реализации 3-х принципов:
· эффективности,
· стабильности,
· социальной справедливости.
Если первые две цели являются зоной совместного регулирования рынка и государства, то третья – исключительно государства, потому что рынку чужда справедливость.
В этой связи современная рыночная экономика основана на рыночной конкуренции и государственном регулировании экономики.
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики — один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет'. Различные социально-экономические теории — марксизм, кейнсианство, монетаризм — используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.