Роль государства в плановой экономике можно рассмотреть на примере бывшего СССР и других социалистических стран. Здесь регулирование представляло особый тип, при котором воздействие на экономику сказывается преимущественно с помощью директив, распоряжений и других внеэкономических методов.
Планово-административная система имеет следующие характерные черты:
Такая система означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра, что сводит на нет всю самостоятельность и самоуправление предприятий; во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между предприятиями; в-третьих, управление осуществляется с помощью административно-распорядительных методов, подрывающих свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.
Подобное сверхцентрализованное регулирование в полной мере устанавливается, когда происходит полное огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется в условиях чрезвычайных обстоятельств (война, разруха), когда требуется быстро сосредоточить ресурсы на решающих участках экономики.
|
|
Практика централизованного регулирования показывает, что нельзя компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных вопросов, связанных с развитием национального хозяйства, особенно тогда, когда оно достигло современных масштабов. В начале 90-х годов ХХ века в СССР, например, было свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн. наименований видов продукции.
Это же можно отметить и о планировании. Централизованное планирование не в состоянии было охватить все многообразие хозяйственных пропорций. Так, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5 % всех пропорций в экономике страны.
Государственный план разрабатывался механически, основные показатели его определялись исходя «от достигнутого» без учета реального совокупного спроса.
После принятия (утверждения) план, по указанию государственных органов, многократно переделывался, «уточнялся». В планах, которые предписывалось выполнять «любой ценой», часто обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции.
Отмечены лишь некоторые моменты, характеризующие негативные стороны централизованного государственного регулирования и планирования.
Оценивая последствия централизованного регулирования следует отметить, что оно оказалось неспособным обеспечить эффективное развитие национальной экономики. Оно подорвало основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергло нашу страну в глубокий застой, экономический кризис.
|
|
Поэтому возникла необходимость в реформировании экономики нашей страны в направлении развития рыночных отношений и создание современных организационно-экономических форм ее регулирования, отвечающих достижениям мировой цивилизации.
Основные цели экономических преобразований в России были:
- формирование современной рыночной структуры национального хозяйства;
- либерализация цен и формирование на этой основе совокупного спроса и совокупного предложения;
- макроэкономическая стабилизация;
- изменения в отношениях собственности;
- разработка и осуществление мер по социальной защите населения в рыночных условиях;
- формирование открытой экономики, развитие интеграционных связей.
Мировой опыт экономических преобразований показал два подхода к решению поставленных задач: радикальный и эволюционный. Россия избрала первый подход, основанный на концепции либерализма и, прежде всего на концепции монетаризма. Конкретные меры, осуществляемые в стране, включали: либерализацию цен на все товары и услуги, ограничение денежной массы, разгосударствление собственности, формирование рынка и рыночной инфраструктуры, открытость национального рынка перед мировым рынком и другие.
В реальной жизни либерализация цен в России привела к их значительному повышению. Катастрофическое падение промышленного и сельскохозяйственного производство в 1990-е годы привело к сокращению ВНП. Произошло резкое снижение уровня жизни народа, усилилась дифференциация в уровнях доходов различных слоев населения страны. Ограничение денежной массы (сжатие) привело к сокращению оборотных средств предприятий, что обусловило расцвет торговли товара на товар (бартер). Денежный рынок в 90-е годы испытывал не меньшие потрясения, чем товарный. Проводившаяся в эти годы политика открытого национального рынка России перед мировым рынком привела к вытеснению отечественных товаров с национального рынка. Страна стала зависимой от кредитов международных финансовых организаций, а развал рублевого денежного обращения внутри страны вызвал колоссальный отток капитала за границу.
Особое внимание в процессе экономических преобразований в России занимала приватизация государственной собственности. Итоги ее не оправдали надежд, которые на нее возлагались в трудовых коллективах предприятий. Решения о приватизации принимались директивно Государственным комитетом имущества Российской Федерации. Преобразование отношений собственности осуществлялось только в одном направлении – государственная собственность превращалась в частную. В результате основная доля общественной собственности стала служить частным интересам. Российская модель приватизации не учитывала экономическую и социальную эффективность деятельности предприятий, по этой причине произошло резкое сокращение их производства, а значительная часть предприятий разорилась.
В условиях масштабных экономических преобразований должен быть новый макроэкономический регулятор, оптимально сочетающий рыночное и государственное регулирование хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство важно отметить потому, что в 90-х годах государство оказалось отстраненным от важнейших процессов макроэкономического регулирования.
Таким образом, следует отметить, что изучение различных взглядов, теорий позволит отдать предпочтение тем из них, которые, научно обоснованы и проверены практикой. Это обстоятельство имеет значение для успешного осуществления экономических преобразований в нашей стране.
Тема 6