Все дети с отклонениями в развитии в разной степени нуждаются в руководстве и организации их самостоятельной двигательной активности. Педагог, организуя подвижные игры с этими детьми, должен уметь дифференцированно помочь каждому ребенку, особенно детям с детским церебральным параличом, даже при остаточных его проявлениях.
Для гармоничного физического развития детей с отклонениями в развитии следует максимально поощрять, а также специально организовывать игры с мячами, обручами и другими игрушками. Если в игре участвует ребенок с церебральным параличом, педагог или воспитатель подключается к его игре, помогая ему добиться положительных результатов от совместных действий с другими детьми.
Для коррекции двигательных нарушений у всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеют спортивные игры, проводимые на свежем воздухе. Во время этих игр не только закрепляются двигательные навыки, но и появляется возможность их использования в практической деятельности.
|
|
Тренировка движений на природе обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию силы, выносливости, тренирует пространственные представления, развивает волевые качества личности. На природе создаются оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в различных вариантах, что способствует автоматизации движений.
Примерами физических упражнений, проводимых на природе, могут быть следующие:
— залезать на горку и слезать с нее (быстро или медленно);
— ходить по рыхлому песку и по мелкой воде босиком;
— пройти по мягкому грунту след в след за взрослым;
— пройти по тропинке 10-15 м босиком с закрытыми глазами;
— пройти по тропинке 20-30 м, сделав как можно меньше шагов;
— пройти пригнувшись, скрываясь за кустарником или низким забором.
При выполнении всех этих упражнений взрослый наблюдает за правильным положением головы, осанкой и опорой на всю стопу.
Постепенно детей с более развитой моторикой учат ходить, не смотря себе под ноги.
Полезны также различные упражнения в лазанье:
— вползти на горку на четвереньках, опираясь на колени и помогая себе руками. Сползти с горки на четвереньках;
— подлезть под низко наклоненные ветки дерева прямо и боком, не касаясь земли руками;
— переползти через поваленное дерево, бревно, лежащее на земле;
— перелезть через бревно, заборчик;
— плотно обхватив дерево руками, обойти вокруг него.
Кроме того, важно научить детей подпрыгивать на двух ногах выше травы; подпрыгивать на двух ногах, стараясь достать обеими руками до ветки дерева. Перепрыгивать с места через ямку, неширокую канавку, лужу; спрыгивать с невысоких пеньков, кочек, лежащих на земле бревен.
|
|
На природе удобно и полезно упражнять детей в навыках метания. Дети бросают шишки, камешки, палочки, стараясь попасть в указанное место.
Важное значение для детей с отклонениями в развитии имеют специальные упражнения спортивного характера, купание и плавание. При обучении детей плаванию широко используются различные вспомогательные средства, различные надувные круги, надувные плавательные воротники и т. п. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются индивидуально, с учетом возраста и состояния моторики. В особых приемах по обучению плаванию нуждаются дети с церебральным параличом.
Оглавление
Введение