Основной этап обучения каллиграфии

Со второй четверти I класса начинается основной этап обуче­ния младших школьников каллиграфии. Учитель может использо­вать любую методику овладения приемами письма из тех, что раз­работаны в современной педагогике, и соответствующие ей пропи­си. Однако в эту работу необходимо органически вплести блок коррекционных упражнений, которые будут продолжать развитие дефицитных функций ведущих анализаторов. Содержание коррекционно-развивающего блока составляют описанные выше упражнения подготовительного периода.

Так, начинать уроки письма и каллиграфии целесообразно с упражнений, настраивающих зрительный анализатор на произвольное рассматривание мелких деталей рисунка («Что неправильно нарисовал художник?», «Найди различия в двух рисунках», «Найди «спрятавшиеся" предметы» и пр.).

Перед упражнениями в письме слов и предложений полезно прописать в воздухе одну - две фигуры из рекомендованных ранее (с. 95), работая сперва кистью, затем пальцами, после этого прочитать и рассмотреть те слова или предложения, которые подлежат написанию, обвести их в воздухе и потом написать в тетради.

Время от времени (не реже, чем через три урока) завершать занятие рисованием одного из бордюров, причем в классе рисунок можно только начать, а закончить дома.

Важной частью коррекционной работы является словесное описание объекта, подлежащего записи, и связанных с ним действий. Если ребенок выполняет упражнение молча, то его действия регламентируются внутренней речью, которая еще весьма слабо развита. Следствием становятся недостаточная осознанность действий, смазанность и размытость их операционной основы. Для формирования четкого представления о том, что и как надо делать правильного выполнения задания, необходимо научить ребенка описывать и, следовательно, осознавать и сам объект работы особенности своего восприятия осуществляемых действий, и планирование, т.е. поэтапно проговорить их как для себя, так и для других. А рассказать о том, что и как он будет делать, каждый ученик сможет только в условиях коллективной работы в малой группе. Во время фронтальных занятий, в условиях взаимодействия «ученик — учитель», возможность говорить значительно уменьшается.

С окончанием 1 класса обучение каллиграфии не прекращает! Наиболее распространено включение 5-минуток, посвященных каллиграфии, в уроки русского языка. На них учитель предлагает школьникам те или иные упражнения на развитие графомоторного навыка. В основном это прописывание отдельных букв, coединений букв в слогах или небольших словах. Однако при обучении детей группы риска фрагментарной работы недостаточно. Желательно и в последующих классах раз или два в месяц проводи специальные уроки каллиграфии, на которых учитель будет возможность целенаправленно корректировать недостатки письма своих учеников.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите задачи подготовительного периода обучения каллиграфии.

2. В чем состоят задачи основного этапа обучения каллиграфии?

3. Разработайте конспект урока каллиграфии, посвященного знакомству одной из букв алфавита (по выбору).

4. Подберите из известных вам методических материалов по два-три упражнения на развитие зрительного и пространственного восприя?1 моторных умений. Раскройте их коррекционно-развивающую направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: