Дети начинают знакомиться с частями речи в самом начале обучения в I классе. Учитель привлекает их внимание к слову как основной единице языка, обладающей совокупностью смысловых, фонетических и грамматических признаков.
Традиционный методический подход предлагает сначала составлять предложения, а потом делить их на слова. В работе с детьми группы риска такой подход неэффективен, поскольку у
многих из них нет отчетливого понимания слова как единицы речи, следовательно, и нет критериев для разделения предложения на слова. Они воспринимают предложение и как целостное единство, воображаемую картинку поэтому могут сказать что в предложении Дети купаются в реке два слова, ибо купаются два мальчика.
Нечеткое понимание слова связано с особенностью, которая обусловлена онтогенезом формирования речи. Первые лепетные на представляют собой слова-предложения. Малыш, дергая мать за руку, показывает на большой грузовик и, делая круглые глаза, произносит «страшным» «сина!» При этом, по существу, он перемысль: «Мама, смотри, какая огромная машина!» Далее, по мере развития устной речи, ребенок начинает осознавать слово, а затем и звуки, но по-прежнему главенствующую позицию в его сознании все-таки занимает мысль. Границы слова теряются в общем потоке речи, растворяются в информации.
|
|
В письменной речи общая информация делится на отдельные предложения, а предложения — на слова; слово ребенок раскладывает на череду звуков, соотносит каждый звук с буквой и пишет буквы по их очередности. Соблюдение границ слова становится важным и необходимым, иначе возникают специфические ошибки письма — разрывы внутри слова или слияния нескольких слов, например: «нас тупила», «в сюду», «пошолдомой».
При изучении морфологии, морфемики, графики и орфографии именно слово является основным объектом внимания. Следовательно, для предупреждения различных ошибок письменной речи необходимо сначала помочь ученикам ясно осознать слово как значимую, многофункциональную единицу речи и языка.
Задачи данного звена технологического плана — привлечь внимание учеников к слову, сформировать осознанное понятие «слово», научить вычленять его в потоке речи.
На первых уроках можно сделать экскурс в историю происхождения человеческой речи, рассказать, а еще лучше — проследить вместе с учениками путь становления слова от звукоподражательных междометий — а! у! аг! и пр. — к звуковому комплексу, имеющему конкретное значение. Анализируя бытовые ситуации периода зарождения языка, учитель подводит детей к пониманию, почему вначале появились слова, называющие предметы и действия, а уже потом — признаки предметов и действий, т.е. прилагательные и наречия.
|
|
Для примера рассмотрим ход и содержание нескольких уроков проведенных в I классе в середине сентября.
Т е м а. Речь. Возникновение устной речи (1 ч)
На таком уроке учитель может провести ряд бесед, побуждая учеников к активному участию в обсуждении, в процессе которого перед ними раскроется история происхождения речи людей ее значимость в повседневной жизни. Это могут быть беседы следующего содержания.
1. Возникновение речи.
Дети рассматривают картинку «Стоянка первобытного человека», называют изображенные на ней предметы — людей, животных, утварь и предметы окружающего мира. С этих названий разговор переключается на способы их взаимодействия между собой как в то безмерно далекое время, так и сейчас: «общается» при помощи различных звуков. Каждому виду живых существ свойственна своя система звуков, но у всех они отражают лишь весьма ограниченное число сообщений — предупреждение о появлении врага, призыв, угрозу, выражение удовольствия и т.п.
Вначале то же самое было и у людей. Однако им оказалось не достаточно этих криков и жестов. Чтобы выжить в суровых условиях природы, человеку было необходимо делиться с сородичами опытом выживания. Так появилась постепенно речь, которая, усложняясь, стала играть большую роль в жизни человека и привела к развитию сознания и интеллекта. С помощью речи люди общаются друг с другом, воспитывают детей, передают знания и опт от поколения к поколению.
В заключение учитель помогает детям обобщить сказанное и сделать вывод: «Люди общаются друг с другом при помощи речи.1
2. Формирование разных языков.
Каждая группа племен жила в определенных климатических географических условиях, что порождало соответствующие уклады жизни, привычки, способы добывания и приготовления пину и т.п. На базе этих обычаев у каждого племени возникал свой язык.
Люди расселялись по всей планете, и на Земле образовался большое количество разных языков. Есть языки, на которых сегодня говорят очень мало людей. Например, на эвенкийском языке говорят всего 28 тысяч человек, на саамском (лапландском) чуть больше 50 тысяч. А есть языки, которыми пользуются огромное число людей. К наиболее распространенным относятся китайский, английский, русский, испанский, португальский, японский, арабский, хинди. Некоторые из них признаны языками международного общения (официальные и рабочие языки ООН). В их числе английский, арабский, испанский, китайский, русский французский.
С помощью учителя ученики делают вывод: «На нашей земле живут разные народы, и у каждого народа свой язык».
_________________________________
1 Здесь и далее выводы и суждения учеников приводятся в той форме какой они были сделаны на уроке.
3. Эволюция языка.
Речь развивалась вместе с человеком. Язык каждого народа — явление живое. Менялись времена и уклад жизни, менялась речь. Например, сегодня мы с большим трудом понимаем язык наших далеких предков, средневековых русичей, когда читаем
дошедшие до нас древние летописи и книги, слышим церковные молитвы. Наши предки говорили примерно так:
Тогда Игорь възр'Ь на св-Ьтлое солнце и видЬ отЬ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружинЬ своен:: Братие и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. А всядемъ, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону1.
П р и м е ч а н и е. Читая детям этот отрывок, следует сказать им, что произношение русичей отличалось от современного: они говорили более плавно, более напевно, использовали звуки, которых уже нет в русском языке. Надо обратить их внимание и на многие архаичные слова.
С помощью учителя ученики делают вывод: «Язык постоянно меняется, он живет вместе с людьми, с ними развивается».
|
|
Т е м а. Слово (2 ч)
1. Определение темы урока.
Учитель снова обращается к картинке «Стоянка первобытного человека», чтобы углубить тему возникновения и развития речи.
Когда у людей сформировалась потребность общаться, они стали давать названия всему, что видели вокруг.
В связи с этой темой в классе спонтанно возникает разговор о том, что обусловило необходимость появления этих слов, для чего они использовались в речевой практике людей. Однако пока учитель не акцентирует внимание детей на том, что есть слова, называющие предметы, действия и признаки, оставляя это «открытие» для следующего урока.
Делается вывод: «Люди говорят словами. Наша речь состоит из слов; сегодня на уроке мы будет говорить о словах».
2. Формирование понятия «слово».
После этого учитель возвращается к тому, что на Земле существует множество языков. Для иллюстрации привлекаются несложные слова, например, английского языка. Сравнивается внешний облик двух слов, обозначающих один и тот же предмет: стол и table, мяч и boll, мальчик и boy, лампа и lamp, капитан и captein, школа и school. В процессе сравнения устанавливается, что эти пары иногда звучат совсем по-разному (мяч и «болл»), а иногда — похоже (капитан и «кэптин»).
Несколько пар иностранных и русских слов учитель пишет на доске (русскими буквами согласно их произношению) и предлагает ученикам визуально сравнить их написание, что способствует осознанию внешней стороны слова:
стол лампа
тейбл лэмп
________________
Слово о полку Игореве / Под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1986. - С. 47-48.
Аналогично можно рассмотреть названия действий и признаков.
Такая беседа позволяет наглядно показать, что слово — это звуковой комплекс, обозначающий тот или иной объект. Сравнивая, как звучат такие названия на разных языках, дети видят, что один и тот же предмет в отдаленных друг от друга уголках планеты называется по-разному.
Вывод: «Все, что нас окружает, мы называем словами. Слово — это название предметов, действий и др. Люди одно и то же называют разными словами, потому что они говорят на разных языках».
|
|
3. Обозначение словом одного и нескольких предметов — понятие «множественность».
Уже в процессе предшествующего обсуждения учитель время от времени обращает внимание учеников на то, как меняются слова, если они обозначают один или несколько предметов: собака—собаки, камень—камни. Делается это для того, чтобы учить детей распределять внимание между смыслом и формой слова. В своих высказываниях и вопросах учитель вскользь пользуется терминами «единственное число», «множественное число», например:
А как вы думаете, слово камни называет один или несколько предметов? (Несколько.)
— Конечно, несколько. Это слово стоит во множественном числе (учитель голосом подчеркивает слово множественном).
Такими упоминаниями начинается опосредованное усвоение категории числа. На последующих уроках дети будут усваивать это понятие на чувственной основе, используя интуитивно-практический опыт.
Каждое слово, которое ученики рассматривают на уроке, они обозначают небольшой полоской из картона и кладут ее на парту: одна полоска — одно слово.
4. Заимствование слов.
Еще раз напомнив ученикам о случаях совпадения звучания слов в разных языках, учитель ставит перед ними вопрос: почем? же эти слова звучат одинаково? В ходе развернувшейся беседы он подводит учеников к тому, что это явление связано с международными контактами. Народы жили не изолированно, они торговали между собой, обменивались посольствами, создавали объединенные армии, завоевывали друг друга и т. п. Слова из одного
языка проникали в другие языки. Так, почти 250 лет Русь находилась под татаро-монгольским игом. Этим объясняется целый пласт заимствований из восточных языков — тулуп, ярлык, табун, аркан, сарай, караул. Слова корабль, тетрадь, кукла, школа, гимна-стикa, фонарь пришли в русский язык из греческого.
Вывод, сделанный учениками с помощью учителя: «Люди между собой все время общаются, разговаривают, торгуют, в гости ездят, и они меняются словами; слово из одного языка принимается в другой язык».
Заимствования слов учитель касается очень коротко, поскольку это обширная и достаточно сложная для детского понимания тема. Она требует знаний из области истории и географии. Поговорив о заимствованных словах 2 — 3 мин, учитель переключается на тему о жизни слов во времени.
5. Устаревшие слова.
Слова, как и люди, рождаются и стареют. Но в отличие от людей они не умирают, а остаются в памяти народа, в его культуре. Вниманию учеников предлагается картина, изображающая средневековый русский город. Учитель рассказывает о том, как назывались изображенные на ней предметы раньше и как мы называем их теперь. Например, на картинке нарисованы терема и палаты, сегодня мы называем их здания, дома. Перекресток в средневековом русском городе назывался крестец. На картинке видна гавань с торговыми кораблями, ее называли исконно русским словом пристань (вспомним, у А. С. Пушкина — «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»). Сегодня мы так называем только небольшие сооружения для временной остановки речных судов, а то, что изображено в старинном городе на современном языке, зовется порт, в порту имеются причалы.
Учитель обращает внимание детей на одежду русичей, пишет на доске названия этих предметов: ферязь, кафтан, опашень, кокошник и др. — и проводит аналогии с современной одеждой: ферязь (длинный кафтан с пуговицами, идущими от горловины до подола) соотносится с современным пальто или плащом, кафтан — с пиджаком и т.д. Помимо названий одежды учитель приводит другие устаревшие слова, которые дети могут встретить в сказках и былинах, такие, как десница (правая рука), шуйца (левая рука), око, ланиты (щеки), глашатай; из более близкого прошлого — городничий, гувернантка, барин, извозчик, ямщик, папильотки (бигуди). Многие древние исконно русские слова благополучно дожили до наших дней: город, крепость, храбрый, молодец, дерево, среда, воспитание, сторож, гроза, растение и др.
6. Родственные слова. Наблюдение общей части в родственных словах.
Назвав слово крепость в числе старинных русских слов, учитель помогает ученикам подобрать группу родственных слов: крепкий, крепить, укрепление, крепко, укрепить, закрепить. Каждоепредложенное учениками слово учитель записывает на доске столбик так, чтобы буквы корня находились одна под другой. Значение слов уточняется, после чего обобщается их смысловое сходство: это «крепкие» слова. 119
Затем учитель предлагает детям рассмотреть слова лес—лесник тоже написанные так, чтобы буквы корня находились одна под другой. Ученики сравнивают их по количеству букв, по лексическому значению и по значению корня (без использования терминов). Внимательно сопоставив написанные слова, они находят них одинаковые буквы, а учитель выделяет их скобкой сверху: лес-.
После этого учитель вновь возвращает учеников к группе «крепких» слов, ранее уже написанных на доске, и на их материале закрепляется наблюдение общей части слов. Сначала он предлагает детям самим попробовать указать в этих словах общую часть. Если возникают затруднения, учитель выделяет скобкой корень в первом слове, после чего ученики, подходя к доске, самостоятельно обозначают его в остальных словах.
* * *
С целью развития слухового внимания и слуховой памяти, а также подготовки детей к написанию диктантов полезно дополнительно проводить упражнения в определении количества слов, использованных в предложении, словосочетании. Такие задания даются в следующей последовательности усложнения.
УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА СЛОВ
На одном из первых уроков учитель знакомит детей с тем, что слова при выполнении упражнений изображаются в виде прямой черты на уровне строки, пока еще используется общее изображение, не зависимое от грамматического значения слов.
1. Назовите предмет, изображенный на картинке. Определите, сколько слов вы произнесли, и начертите их схемы в тетрадях.
Учитель молча показывает одну или несколько предметных картинок либо картинок, изображающих объект в действии (девочка гладит, мальчик прыгает); ученики так же молча чертят соответствующие схемы. После каждой демонстрации и записи они называют слова, схемы которых начертили.
2. Послушайте и определите, сколько слов я вам назвала. Начертите в тетрадях столько линий, сколько слов вы услышали.
О б р а з ц ы з а п и с и: ____, ____.____,____,____.____.
И л и: |____, ____.|____,____,____.|___.
Коробка, брюки. Звезда, лошадь, конфета. Окно.
а) Учитель диктует группы из двух, трех слов, далеких по смыслу (среди них может быть названо и одно слово):
Ученики чертят в тетрадях схемы, проговаривая каждое слово про себя. Между словами ставятся запятые, в конце группы — точка. Если учитель сочтет нужным, он может познакомить детей с обозначением большой буквы уголком как знаком, указывающим первое слово в группе и слово после точки.
б) Диктуются группы слов, близких по смыслу, или одиночке слова, имеющие обобщенное значение.
Лампочка, абажур. Сосна, береза, клен. Деревья. Пальцы, рука. Иголка, нитка. Звезды. Солнце, лучи, тепло.
в) Диктуемые группы состоят из обобщающих слов или названий предметов, представляющих собой цельное в смысловом отношении словосочетание.
Пачка карандашей. Мебель. Чашка чаю. Кресло-кровать (в тетради чертятся две линии__ __). Грецкий орех. Продукты. Конфеты.
3. Послушайте предложение. Попробуйте определить, сколько в нем слов. Начертите их схемы. Запятые между словами ставить не надо, только точку в конце.
Вырос ореховый куст. Зажглись фонари. Ласточки улетели. Мальчик рисует дерево красками.
Учитель диктует предложения из двух — четырех слов без предлогов, делая очень краткие, почти незаметные паузы между словами. После того как дети изобразят графически каждое слово и поставят точку, следует указать им на то, что первое слово надо обозначить уголком.
4. Рассмотрите картинку. Составьте по ее содержанию предложение из трех слов.
Ученикам демонстрируются картинки, изображающие, например, мальчика, разбившего чашку; девочку, покупающую лимоны, и т.д. После того как предложение будет произнесено, его можно распространить одним из способов, указанных в § 2 главы VII.