В ходе медитации однонаправленность становится все более и более интенсивной путем исключения факторов, мешающих дхьяне. Однонаправленность поглощает ту энергию, которая содержится в факторах, действующих на более низких уровнях (см. таблицу).
Таблица 1.
Вехи на пути концентрации | Степени растворения и уровни дхьяны |
(0-4 — материальные состояния; 5-8 — бесформенные состояния.) | |
Ни восприятие, ни не-восприятие; невозмутимость и однонаправленность. | |
Осознание пустоты. Невозмутимость и однонаправленность. | |
Сознание безобъектного пространства; невозмутимость и однонаправленность. | |
Сознание бесконечного пространства; невозмутимость и однонаправленность. | |
Невозмутимость и однонаправленность; блаженство и всякое чувство удовольствия в теле исчезают. | |
Чувство блаженства, однонаправленность и невозмутимость; восторг исчезает. | |
Чувство блаженства, восторга и однонаправленности; никаких мыслей об основном объекте концентрации нет. | |
Исчезают мешающие мысли, сенсорные восприятия. осознание болезненных физических состоянии; сознание с самого начала приковано к объекту концентрации; чувство блаженства., восторга и однонаправленности. | |
Предварительная стадия | Мешающие мысли преодолеваются, другие мысли пока остаются; осознание сенсорных восприятии и своего тела. Преобладают мысли о главном объекте концентрации. Чувство восторга, счастья, уравновешенности. Мысли о главном объекте концентрации; раз возникнув, устойчиво поддерживаются. Вспышки света или телесная легкость. |
Дальнейшее повышение интенсивности однонаправленности после овладения первой стадией дхьяны. требует исключения как начального, так и повторного возвращения внимания к объекту медитации. После выхода из дхьяны эти процессы, затрагивающие внимание, кажутся грубыми в сравнении с более тонкими факторами дхьяны. Точно так же, как были преодолены препятствия предварительного уровня, и точно так же, как были успокоены мысли при достижении первой стадии дхьяны, начальное и повторное обращение внимания к основному объекту медитации оставляется на пороге второй стадии дхьяны. Чтобы выйти за пределы этих видов внимания, медитирующий входит в первую стадию дхьяны, путем фокусирования внимания на основном объекте медитации. Но затем он освобождает свой ум от всех мыслей об этом объекте и обращает ум к восторгу, блаженству и однонаправленности. Этот уровень растворения более тонок и устойчив, чем первый. Теперь ум медитирующего полностью свободен от всех дискурсивных мыслей, включая тонкие мысли о главном объекте медитации. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.
|
|