Тактика проведения отдельных следственных действий при расследовании незаконного предпринимательства

К основным задачам первоначального этапа расследования незаконного предпринимательства относятся обнаружение, изъятие, осмотр и обеспечение сохранности документов и иных носителей информации. Это объясняется тем, что ведение учетной и отчетной документации обязательно для организаций всех форм собственности. Аналогичные требования распространяются и на такие организационные процедуры, как создание, регистрация, лицензирование юридического лица (индивидуального предпринимателя). Следовательно, любая операция, касающаяся предпринимательской деятельности, должна оформляться конкретным документом или несколькими различными документами, содержащими однотипные сведения. Таким образом, документы выступают в качестве носителей информации о создании, регистрации, лицензировании, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта. Поэтому одним из направлений работы следователя при расследовании незаконного предпринимательства является исследование документов (в рамках осмотра, выемки, обыска и др.).

Осмотр, проводимый по делам о незаконном предпринимательстве, можно разделить в зависимости от объектов на осмотр документов, осмотр предметов, осмотр места происшествия (помещений, сооружений, участков местности) и иные виды осмотра.

Однако из всех анализируемых видов следственного осмотра, осмотрдокументов занимает самое важное место. Бесспорно, что особую, главенствующую роль занимают документы, исследуемые по всем делам об экономических преступлениях в качестве потенциальных источников доказательств изучаемого события. Значимость осмотра документов, главным образом, выражается в том, что такой вид осмотра производится по всем без исключения уголовным делам, связанным с этими преступлениями. Специфичность его заключается в том, что осмотру подвергается круг документов (особого вида, назначения, состояния), содержащих в себе такой объем информации, который позволяет установить взаимосвязь с иными документами в системе документооборота рассматриваемой нами экономической сферы. Восстановление всей цепочки связей, на наш взгляд, позволяет установить, в каком ее месте было нарушение.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 26 Закона РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 8-ФЗ)справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия прокурора. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, также с согласия прокурора.

В ходе анализа документов целесообразно использовать методы формально-правовой проверки отдельных документов и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

Особенности и противоречия в содержании отдельных документов выявляются с помощью формальной, арифметической и нормативной проверки.

Формальная проверка проводится с точки зрения соблюдения правил его составления и оформления. С ее помощью могут быть выявлены такие признаки недоброкачественности документа, как: выполнение документа на бланке неустановленной формы либо неустановленным способом; отсутствие необходимых реквизитов (оттиска печати, подписи, даты составления, номера документа, части текста); наличие сомнительных реквизитов (дописок, подчисток, исправлений); наличие излишних реквизитов (посторонних записей, пометок); противоречия между реквизитами; слишком хорошее состояние документов (чистые, немятые, не гнутые). В ходе нормативной проверки документ изучается с точки зрения его соответствия законам, ведомственным нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам. С ее помощью проверяется правильность применения в документах размера налогов, цен, расценок, расхода сырья и материалов. Данный метод позволяет выявить документы, оформленные соответствующим образом, но незаконные по своему содержанию.

Путем арифметической (счетной) проверки определяется правильность сделанных в документах подсчетов итоговых сумм, вычисления процентов. Счетная проверка позволяет выявить подлоги в первичных и сводных документах: завышение или занижение итоговых сумм, последующие дописки штрихов и цифр в частных и итоговых суммах.

С целью сокрытия следов противоправных действий те или иные работники нередко изготавливают подложные документы, которые не содержат внутренних противоречий и по своему внешнему виду не отличаются от подлинных документов. Выявление таких документов осуществляется с помощью метода встречной проверки и взаимного контроля. Метод встречной проверки заключается в сопоставлении нескольких экземпляров одного и того же документа, которые могут находиться как в данной коммерческой структуре (например, накладная на внутренне перемещение материальных ценностей), так и в иных организациях (банке, у предприятий - поставщиков или покупателей). С помощью этого метода можно не только выявить расхождения в содержании разных экземпляров одного документа, но и восстановить содержание того экземпляра документа, который был уничтожен.

Однако не все документы составляются в нескольких экземплярах. В этом случае целесообразно использовать метод взаимного контроля, который заключается в сопоставлении различных документов, отражающих одну и ту же либо взаимосвязанные хозяйственные операции. Например, путем сопоставления первичных документов с документами бухгалтерского учета можно выявить следующие противоречия: одна и та же операция различно отражена в данных документах, в документах бухгалтерского учета отсутствуют записи об операциях, отраженных в первичных документах, либо имеются записи об операциях, не отраженных в первичных документах. Все более широкое распространение получают так называемые электронные документы, составленные на машинных носителях информации. Следует отметить, что в соответствии с п. 7 и п. 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года первичные и сводные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться на бумажных и магнитных носителях информации. В последнем случае организация обязана по требованию контролирующих органов, суда и прокуратуры изготовить за свой счет копии этих документов на бумажных носителях. После их осмотра следователь решает вопрос о выемке тех документов, которые имеют отношение к расследуемому уголовному делу. Часто для предотвращения возможных попыток заинтересованных лиц уничтожить ту или иную информацию (например, касающуюся незаконной деятельности) возникает необходимость изъятия не только документов, но и компьютерной техники, которая использовалась для создания и сохранения интересующих следствие электронных документов. Речь идет о выемке компьютеров, дискет, дисков, магнитных лент и т.д. В изъятии обязательно должен принимать участие специалист по компьютерной технике.

При изучении перечисленных выше документов важно учитывать, что они могут иметь непосредственное отношение к событию преступления, являться продуктом неправомерной деятельности, предназначенным для реализации незаконных притязаний, целей, намерений. Информация, полученная в ходе анализа данных документов, может быть использована для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, личности преступников, их виновности в содеянном.

Исследованию необходимых документов предшествует их истребование от организации либо выемка. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с уголовно-процессуальным законом могут быть изъяты только те документы, которые имеют отношение к расследуемому уголовному делу.

Выемка документов с одновременным их осмотром при участии специалиста позволяет следователю лично ознакомиться с порядком работы по оформлению документов, предотвращает возможную фальсификацию либо уничтожение документов заинтересованными лицами. В связи с этим крайне нежелательно откладывать выемку на длительный срок.

Таким образом, исследование документов самим следователем с привлечением специалиста дает возможность выявить имевшие место нарушения, установить лиц, составлявших документ, для их последующего допроса, сформулировать вопросы, которые должны быть выяснены в ходе допросов, при проведении документальной ревизии и производстве экспертиз.

К документам, подлежащим исследованию, относятся:

1. Документы самой организации: устав и (или) учредительный договор; документы, регламентирующие правовое положение исполнительных органов и конкретизирующие полномочия руководящих работников организации; протоколы общих собраний участии (акционеров) и протоколы заседаний исполнительных органов; организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения); договоры с контрагентами и книга их учета; гарантийные письма об оплате товаров и услуг; расписки; копии актов ревизий, внутрихозяйственных проверок и аудиторские заключения; финансово-хозяйственная и иная документация; черновые записи о действиях, совершенных в связи с выполнением договорных обязательств, количестве изготовленной продукции, оказанных услугах, расчетах и взаимозачетах, денежных суммах, сокрытых от учета, и т.п.).

Анализ этих документов позволяет установить время и место государственной регистрации хозяйствующего субъекта; определить и структуру организации; персональный состав ее учредителей и участников; порядок создания и компетенцию органов пения; порядок и условия распределения прибыли; производив и финансовые связи организации; принятую в организации ему документооборота, учета и контроля; режим работы.

2. Расчетно-денежные документы хозяйствующего субъекта с образцами подписей и оттиска печати, переписка о внесении изменений в данную карточку, заявление об открытии счета; договоры на открытие банковских счетов (расчетных, валютных, депозитных и др.); денежные чеки, объявления на взнос наличными, расчетные документы для осуществления безналичных расчетов и т.п.

Анализ этих документов позволяет установить круг лиц, за чьей подписью банк принимал расчетные документы хозяйствующего объекта; кто из работников организации был наделен этим правом, в течение какого периода, менялись ли данные лица и как часто; как часто, в какой сумме и на какие цели снимались наличные денежные с банковского счета и, наоборот; когда и в каких суммах на банковский счет зачислялась наличная денежная выручка хозяйствующего субъекта; какие счета и в каких банках были открыты данным хозяйствующим субъектом; какого рода операции совершались по счетам; перечень организаций-контрагентов, с которыми расчеты.

3. Документы, выданные хозяйствующему субъекту уполномоченными государством органами: свидетельства о государственной регистрации и лицензировании.

Эти документы должны соответствовать установленным образцам, иметь обязательные реквизиты и содержать необходимую информацию, касающуюся факта регистрации субъекта и выдачи ему лицензии.

4. Документы органов государственной регистрации, содержащие сведения, которые позволяют: подтвердить или опровергнуть факт государственной регистрации хозяйствующего субъекта; установить дату поступления документов, необходимых для регистрации, и дату регистрации; получить сведения об отказе в регистрации данного субъекта либо об обращении регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации данного юридического лица или прекращении деятельности данного индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

5. Документы налоговых органов: акты документальных проверок налогоплательщика по вопросам соблюдения им налогового законодательства и возражения на них, налоговые декларации, объяснения должностных лиц, справки и извещения об открытии банковских счетов и т.п.

Сведения, содержащиеся в этих документах, позволяют установить дату постановки хозяйствующего субъекта на налоговый учет; количество и виды банковских счетов, открытых им в тех или иных кредитных организациях; имевшие место факты нарушений налогового законодательства и в чем они выражались; привлекались ли виновные в этих нарушениях лица к административной либо уголовной ответственности.

6. Документы лицензирующих органов. Исследование данных документов позволяет получить сведения о лицензиях, выданных данному хозяйствующему субъекту, фактах их приостановления, возобновления и аннулирования.

7. Документы органов государственного контроля (территориальных органов Федеральной инспекции труда, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и др.).

Анализ материалов проверок, проводимых органами государственного контроля, позволяет выявить не только конкретных хозяйствующих субъектов, допускающих те или иные правонарушения, но и характер этих нарушений, степень их распространенности.

Работа следователя с вышеперечисленными документами может производиться им как самостоятельно, так и с привлечением специалиста. Специалист, компетентный в вопросах, касающихся порядка ведения и хранения документов, может дать следователю необходимые пояснения по форме, реквизитам и содержанию конкретных документов. Несомненную помощь специалист окажет при отсутствии в организации необходимых документов. В таком случае необходимо сопоставить различные корреспондирующие между собой документы, которые могут находиться как в самой организации, так и в регистрирующих, лицензирующих и налоговых органах, в банке, в организациях-контрагентах. Данное обстоятельство предполагает производство выемки конкретных документов в этих организациях.

Осмотр (помещений, мест выполнения работ, производства продукции, оказания услуг и т.д.) является важнейшим следственным действием по делам о незаконном предпринимательстве. Это объясняется тем, что основные данные, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности незаконно, следователь может получить именно в результате осмотра различных служебных помещений, технологического оборудования, транспортных средств данного хозяйствующего субъекта. В ходе осмотра выясняется характер выполняемых производственных и финансовых операций и соответствие основным целям и направлениям деятельности хозяйствующего субъекта, виды и объем товарно-материальных ценностей, находящихся в обороте, фактический объем производимых работ и их виды, условия, в которых выполняются работы (оказываются услуги). В ходе осмотра административных, производственных и складских помещений могут быть выявлены вещественные доказательства, например, продукция, выпуск которой требует наличия лицензии, использование сырья (в частности, этилового спирта) не по назначению или в объемах, превышающих квоты, отсутствие специально оборудованных помещений, необходимых для занятия определенными видами деятельности. Поэтому в необходимых случаях рекомендуется взять для экспертного исследования образцы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.

Следственный осмотр различных производственных помещений в большинстве случаев требует специальных знаний, в частности. технологии производства тех или иных работ, поэтому существенную помощь следователю может оказать специалист соответствующего профиля.

Допроссвидетелей по делам о незаконном предпринимательстве проводится с целью установления и проверки всех обстоятельств, связанных с созданием, регистрацией и деятельностью хозяйствующего субъекта. Поэтому при подготовке к допросу необходимо изучить информацию, содержащуюся в материалах, поступивших от органа дознания, контролирующих органов; проанализировать имеющиеся в распоряжении следователя документы данного хозяйствующего субъекта, ознакомиться с нормативными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность в целом и те виды деятельности, которые фактически осуществлялись; при необходимости проконсультироваться у специалистов. Важно также определить круг лиц, которые должны быть допрошены, очередность их допроса. Следует изучить личность свидетелей, выяснить их должностное положение, характер служебных, личных связей и взаимоотношений с сотрудниками, в особенности с теми, кто заподозрен либо изобличен в совершении преступления, а также их возможную осведомленность, причастность к делу, заинтересованность в исходе расследования.

В процессе подготовки к допросам, очным ставкам следует максимально полно использовать сведения, полученные в результате осмотра мест, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, исследования документов, от органа дознания и данные специалистов.

К первой группе свидетелей относятся граждане, по собственной инициативе заявившие о событии, которое, по их мнению, является преступным. В ходе допроса указанных лиц необходимо выяснить, что послужило основанием для возникновения подозрения о возможном совершении преступления, где, когда и при каких обстоятельствах им стало известно о фактах незаконной предпринимательской деятельности, в чем конкретно она выражалась. Однако при этом следует учитывать возможную пристрастность данных свидетелей, заинтересованность в компрометации отдельных лиц в силу сложившейся конфликтной ситуации. Поэтому их показания должны тщательно и всесторонне проверяться.

Следующая группа свидетелей - это работники контролирующих органов, проводившие те или иные проверки деятельности хозяйствующего субъекта, к которым относятся работники налоговых и лицензирующих органов, санитарно-эпидемиологической службы, органов, осуществляющих контроль за состоянием природной среды, использованием и охраной вод и др. При подготовке к допросу Указанных лиц следует ознакомиться с материалами проверок, проводившихся в данной организации, выяснить характер взаимоотношений проверявших лиц с должностными лицами хозяйствующего субъекта. В ходе их допроса могут быть выяснены обстоятельства, касающиеся ранее имевших место нарушений и ответственных за них лиц, меры, которые были приняты по этим нарушениям.

Следует отметить, что среди работников уполномоченных государством органов могут встретиться лица, которые своими действиями способствовали совершению преступления, например работники органа государственной регистрации, зарегистрировавшие юридическое лицо либо гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на основании ненадлежащих документов. Являясь необъективными свидетелями, они, как правило, стремятся представить свою деятельность в выгодном свете и защитить тех, кто заподозрен или изобличен в совершении преступления. Данное обстоятельство предопределяет необходимость всесторонней проверки свидетельских показаний с использованием имеющихся в распоряжении следователя процессуальных и оперативных средств и методов.

Самостоятельную группу свидетелей образуют граждане, частные предприниматели, представители организаций, являющиеся потребителями товаров, работ или услуг данного хозяйствующего субъекта. В ходе допроса указанных лиц необходимо выяснить обстоятельства совершения сделок и выполнения договорных обязательств, связанных с осуществлением того или иного вида предпринимательской деятельности, в какой форме и на каких условиях они выполнялись, каков объем поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), сроки, размер и форма оплаты, причинен ли ущерб и в чем он выражается.

Индивидуальный предприниматель, учредители, участники и руководящие работники организации, в которой, возможно, совершено преступление, составляют следующую группу свидетелей Круг вопросов, подлежащих выяснению у этих свидетелей, достаточно широк. В первую очередь они касаются всех обстоятельств. связанных с созданием, регистрацией, лицензированием и деятельностью организации (индивидуального предпринимателя). Требуется установить роль и степень участия каждого допрашиваемого в деятельности, осуществляемой без регистрации, с нарушением правил регистрации, без лицензии, с нарушением условий лицензирования либо в представлении в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

При допросе указанных лиц необходимо учитывать, что нередко в качестве руководителя организации используется подставное лицо, не обладающее знаниями, опытом, необходимыми для осуществления соответствующих полномочий. Поэтому, если в результате допросов и иных следственных действий будет установлено, что указанный в документах хозяйствующего субъекта руководитель является подставным лицом, то необходимо выяснить, кто фактически создавал организацию, руководил ее деятельностью, принимал участие в распределении прибыли.

Следующую группу свидетелей образуют работники и сотрудники хозяйствующего субъекта (в том числе и бывшие), участвовавшие в выполнении конкретных хозяйственных и финансовых операций, интересующих следствие. В процессе их допроса выясняется: период времени, в течение которого данная организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет предпринимательскую деятельность, какая конкретно продукция выпускалась, какие выполнялись работы (оказывались услуги) в тот или иной период, в каком объеме, какое сырье, материалы и оборудование при этом использовались, каков технологический процесс производства. Также необходимо установить наличие специальных знаний у работников, непосредственно занимающихся лицензируемыми видами деятельности. Кроме того, указанные свидетели, являясь членами коллектива, могут дать подробную информацию о сложившейся обстановке в организации, об учредителях и руководстве, их взаимоотношениях и связях.

В ходе дальнейшего расследования незаконного предпринимательства продолжается работа по собиранию, проверке и анализу доказательств путем производства последующих следственных действий и иных мероприятий. Если на первоначальном этапе недостаточно полно исследованы места выполнения работ (производства продукции, оказания услуг), документы, не в полном объеме проведены допросы и другие следственные действия, эти мероприятия проводятся в ходе дальнейшего расследования.

Проведенный следователем анализ исходной информации и данных, собранных на первоначальном этапе расследования, позволяет очертить новый круг лиц, подлежащих допросу, решить вопрос о назначении судебных экспертиз, производстве следственных действий с участием лиц, причастных к преступлению либо осведомленных о нем.

Специфика расследования преступлений экономической направленности заключается в том, что многие вопросы, возникающие в процессе расследования, невозможно разрешить без привлечения лиц, обладающих специальными познаниями. При выявлении и расследовании незаконного предпринимательства специалисты, компетентные в той или иной области, привлекаются к проведению следственных действий, участвуют в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, дают консультации, проводят ревизии и иные документальные проверки.

Ревизия, документальная проверка. Выше отмечалось, что ревизии (документальные проверки) по требованию правоохранительных органов проводятся до возбуждения уголовного дела при наличии фактических оснований по проверочному материалу или в связи с материалами уголовного дела. Необходимость в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации (индивидуального предпринимателя) может возникнуть на любом этапе расследования. Поэтому надо учитывать следующие обстоятельства ревизия обычно занимает довольно длительный период времени, следовательно, влечет за собой увеличение сроков расследования, в результате ревизии могут быть выявлены новые факты незаконного предпринимательства и иных преступлений, которые также потребуют дополнительной проверки следственным путем.

Назначению ревизии должен предшествовать тщательный анализ материалов уголовного дела с тем, чтобы достаточно полно определить:

- какая должна быть проведена ревизия - документальная или комплексная (с участием специалистов - экономиста, инженера, технолога и др.);

- круг охватываемых проверкой видов деятельности, осуществляемых организацией (индивидуальным предпринимателем), т.е. решить, полностью или частично должна проверяться деятельность хозяйствующего субъекта и какие именно подразделения, хозяйственные и финансовые операции должны быть подвергнуты ревизии. В зависимости от этого может быть назначена полная или частичная ревизия;

- ревизуемый период;

- какие вопросы подлежат исследованию ревизионным путем и какие методы документальной и фактической проверки следует применить.

Основаниями для проведения первичной ревизии являются:

- наличие в проверочном материале или уголовном деле данных об отдельных фактах незаконного предпринимательства либо признаков этого преступления, из чего вытекает необходимость проверки законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций, совершенных хозяйствующим субъектом, законности действий руководителя хозяйствующего субъекта, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых возложена ответственность за их осуществление;

- обоснованное ходатайство обвиняемого (подозреваемого) о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение или возникшее подозрение, путем исследования бухгалтерских и других документов;

- необходимость проверки показаний свидетелей, потерпевших, признательных показаний обвиняемых (подозреваемых) о совершении преступных действий с использованием бухгалтерских и других документов;

обоснованное сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации (индивидуального предпринимателя). В компетенцию ревизора входит проверка соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам, законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных организацией (индивидуальным предпринимателем) в ревизуемом периоде, оценка учетных документов с точки зрения их доброкачественности и достоверности, содержащихся в них сведений, правильности арифметических подсчетов при выведении итогов

Важным моментом при подготовке и проведении ревизии является установление делового контакта между следователем и ревизором. Это должно выражаться не только в регулярном ознакомлении с ходом и результатами выполнения ревизором задания, но и в создании ревизору надлежащих условий для работы, устранении возможного давления на него со стороны заинтересованных лиц, предоставлении ему всех необходимых документов и принятии мер к их сохранности. Взаимодействие следователя с ревизором предполагает постоянный обмен имеющейся информацией. Это позволит следователю своевременно узнать о новых обстоятельствах, выявленных в ходе ревизии, а ревизору - скорректировать свою работу в соответствии с новыми данными, полученными в ходе предварительного расследования.

Получив акт документальной ревизии, следователь проверяет правильность его оформления и полноту материалов ревизии, анализирует акт с позиций доказательственной значимости по расследуемому делу, намечает план следственных действий и иных мероприятий по проверке нарушений, выявленных ревизором.

Материалы ревизии окажут помощь при проверке конкретных фактов, позволят выявить новые факты преступной деятельности, досконально изучить обстановку в организации, проверить ранее выдвинутые версии и выдвинуть новые, проверить показания свидетелей и подозреваемых. В случаях, когда на первоначальном этапе расследования ревизия не была проведена либо возникла необходимость в проведении дополнительной либо повторной ревизии, она назначается в процессе дальнейшего расследования.

Судебные экспертизы являются одним из важнейших средств доказывания по делам о незаконном предпринимательстве Экспертизы проводятся, когда для установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела, необходимы специальные знания в области науки, техники, экономики, искусства и ремесла. При расследовании незаконного предпринимательства наиболее часто возникает необходимость в производстве судебно-бухгалтерской и судебной финансово-экономической экспертиз

В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы исследуются записи бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных. Необходимость в назначении судебно-бухгалтерской экспертизы возникает в случае, когда обнаруживаются или предполагаются факты несоответствия между данными бухгалтерского учета, отражающими хозяйственную деятельность организации (индивидуального предпринимателя), и фактическим содержанием этой деятельности. В компетенцию эксперта-бухгалтера входит, проверка правильности ведения бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом; проверка и выявление отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной или кассовой дисциплины; выявление учетных несоответствий, их величины, механизма их образования; проверка и выявление фактов совершения хозяйственных операций, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета; определение правильности методики проведения документальной ревизии.

В ходе проведения судебной финансово-экономической экспертизы проводится исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта. В компетенцию эксперта входит: определение финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период; установление фактов несоответствия данных первичных документов, бухгалтерского учета и отчетности, фактическому содержанию операций и результатам деятельности хозяйствующего субъекта; оценка степени обоснованности коммерческого риска при осуществлении предпринимательской деятельности, а также определение соотношения между размерами причиненного материального ущерба в результате осуществления этой деятельности и достигнутыми общественно полезными результатами.

При расследовании данных преступлений может возникнуть необходимость в проведении других судебных экспертиз, в частности почерковедческой. автороведческой, технического исследования документов, экономико-технологической, инженерно-технической экспертизы механизмов и оборудования, судебно-товароведческой экспертизы выпускаемой продукции и др.

Допрос подозреваемого и обвиняемого. При подготовке к допросу подозреваемого (обвиняемого) необходимо учитывать, что его показания могут быть положены в основу обвинения только после того, как будут тщательно проверены и подтверждены совокупностью других доказательств. Поэтому крайне важно стремиться к установлению психологического контакта с допрашиваемым, чтобы, воздействуя на лучшие стороны его личности, убедить в необходимости дачи правдивых показаний. Достижению этой цели способствует тщательная подготовка к допросу, которая включает, изучение материалов дела, анализ имеющихся документов, изучение личности допрашиваемого, составление письменного плана допроса, при необходимости получение консультации у специалиста. При подготовке к допросу необходимо тесное взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений с целью выяснения образа жизни допрашиваемого, его связей, характера его служебных и личных взаимоотношений в коллективе.

Принимая во внимание, что при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, как правило, используются различные документы (регистрационные, лицензионные, банковские, бухгалтерские и др.), допрос подозреваемого (обвиняемого) целесообразно проводить с предъявлением документов целесообразно предварительно подобрать необходимые документы, чтобы в ходе допроса на их поиск не тратить время. Составляя письменный план допроса, необходимо определить обстоятельства, по которым следует получить показания, сформулировать вопросы, которые следует задать, обращая внимание на их последовательность, полноту и точность формулировок.

В процессе допроса подозреваемого (обвиняемого) следователь должен обращать внимание на противоречия в показаниях, чтобы использовать их для психологического воздействия на допрашиваемого. Одним из приемов такого воздействия является предъявление доказательств, с которыми показания вступили в противоречие, например тех или иных документов Предъявление документов должно сопровождаться разъяснением их доказательственного значения, чтобы допрашиваемый сам мог убедиться в доказанности его вины в совершении незаконного предпринимательства.

Перед допросом обвиняемых по этой категории дел допрашиваемому лицу следует особенно уделить внимание изучению материалов, которые могут понадобиться на допросе (документы, характеризующие личность обвиняемого, результаты экспертиз и т.п.), и после такой подготовки составить примерный письменный план допроса. Мы считаем, что в ходе подготовки и производства допросов необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1) предварительно отыскать источники сведений о лице, которого предстоит допрашивать (материалы личного дела, сведения о судимости, данные из других архивных уголовных дел, по которым ранее судимое лицо проходило, сведения работников ОВД по месту жительства допрашиваемого, его коллег по работе, родственников и т.п.);

2) полученные данные следует изучить, распределяя их в две группы: первая группа - источники с совпадающей информацией; вторая группа - источники с противоречивой информацией;

3) определиться с основной линией поведения, а также наметить варианты тактических схем, которые можно будет реализовать в зависимости от поведения допрашиваемого;

4) дать допрашиваемому выговориться на его языке, помогая ему словом или жестом;

5) демонстрировать допрашиваемому свою осведомленность, используя документы, фотографии и т.п., стремясь к тому, чтобы каждая последующая демонстрация была более убедительна, чем предыдущая;

6) фиксировать противоречия в логике ответов допрашиваемого, создавая ситуации, в которых он мог бы "проговориться";

7) по результатам допроса постараться определить направление активного противодействия расследованию и принять наступательные меры, исключающие, в первую очередь, уничтожение документов или средств производства как основных источников доказательств, которые должны подвергаться специальным исследованиям при проведении судебных экспертиз.

Таким образом, следственными действиями, проводимыми при расследовании незаконного предпринимательства являются: осмотры (места происшествия, документов, предметов, помещений); назначение соответствующей судебных экспертиз; допросы свидетелей (потерпевших, в случае если таковые имеются), подозреваемого; обыски и выемки.

На последующем этапе проводятся допросы свидетелей, обвиняемого; очные ставки; следственные эксперименты и другие следственные действия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: