Олигопсония – несколько покупателей, несколько продавцов.
Особенность ценообразования в условиях олигополии
1) Цены относительно устойчивы. Имеют тенденцию к статичной "жесткости" – они менее подвижны, чем в других рыночных структурах; способность удержания цен в долгосрочном периоде заложена в самой сущности фирм – олигополистов.
Причина этого – сильная взаимозависимость производителей в условиях олигополии.
2) при изменении цен превалирует согласованное действие (явное или предполагаемое);
3) решения об изменении цен принимаются после тщательного анализа положения конкурентов и взвешивания возможных ответных реакций соперников, просчитывания вариантов потенциальных последствий изменений цен;
4) в ценовой стратегии доминирует совокупный подход: определяющий критерий – не величина цены, как таковая, а совокупные показатели – совокупная прибыль и доход (на базе сочетания объемов и цен), а также рыночных продаж;
5) характерна в ценовой политике ориентация на цены, установленные лидирующей в отрасли компанией;
|
|
N В случае существенного снижения цен одной из фирм возможна ценовая война.
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими не олигополистическом рынке фирмами с целью вытеснения конкурентов.
Она выгодна потребителям и разрушительна для олигополий
Из множества возможных ситуаций поведения олигопольных фирм по поводу установления цен экономическая теория выделяет несколько характерных моделей ценообразования:
1) тайного соглашения (картель);
N Картель – тайный сговор о ценах объемах производства, квотах поставок на рынок; рынках сбыта.
2) ломаной кривой спроса и "жесткости" цен;
3) лидерство в ценообразовании;
Ценовой лидер – фирма на олигополистическом рынке, которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.
4) образование цен по принципу "издержки плюс";
5) ценовая диверсификация.
Тема 6. Рынок труда.