Экономическая удавка

ПОЧЕМУ Я НЕ СОГЛАСЕН С ПУТИНЫМ

Дальневосточники и вся страна из уст Путина услышали: «В результате ввода запретительных пошлин на подержанные иномарки в 2008 году, которые больно ударили по жителям Дальнего Востока, производство автомобилей в России в 2010 году вышло на докризисный уровень.<…> В Приморье открылось производство иномарок на заводе «Sollers», в этом году будет произведено 15 тысяч автомобилей. Конечно, я был там. Пока это достаточно скромно – но это первые шаги. Знаете, если мы этих первых шагов делать не будем – у нас никогда ни фига не будет. Введение пошлин – мера не популярная, но из полумиллиона иномарок, которые поступали в порты Приморья – только 15-20 оставалось на Дальнем Востоке, а остальные шли транзитом в другие регионы. <…> В период кризиса мы пошли на ввод, по сути, запретительных пошлин на импорт. Не было ни у кого желания закрывать чей-то бизнес. Нам кого нужно было поддерживать в условиях кризиса – тех, кто производит машины в Японии и Южной Корее, или свой автопром, где работают порядка 600 тысяч человек и смежников – еще пара-тройка миллионов? У нас просто не было другого выхода. Или обеспечить завоз старой техники, или убить свой автопром и миллионы людей оставить на улице. А вместе с членами семей – это 6 млн. человек по всей стране. Это вынужденная мера. Но вместе с другими мерами – она оправдана. Мы ведем переговоры, чтобы в Приморье пришли крупнейшие производители автомобилей и комплектующих».

В своем открытом письме Президенту Медведеву и Премьеру Путину (http://asnv.ru/archives/detail.php?ID=1221) в период объявления, по сути дела, запрета на ввоз подержанных автомобилей я не просто информировал и предупреждал – но кричал во всеуслышание, призывая услышать не меня, а голос народа, по которому в очередной раз экономическая разорительная дубина власти ударила в самое сложное кризисное время.

Согласиться с этими действиями и власти и с оправдательными словами Премьера ни как ученый, ни как политик и хозяйственник я не могу по многим причинам. Между тем, за моими плечами – и опыт работы мэром во Владивостоке, и двенадцатилетний депутатский стаж, в том числе восемь из них в Государственной думе.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УДАВКА

В самый разгар дикой приватизации, которую можно приравнять к разграблению государства – когда центральные власти в период беспробудного пьянства Ельцина, абсолютно бесконтрольные со стороны народа, – растаскивали созданное народом за многие годы достояние страны, противники России руками этой же власти уничтожали не только производственные мощности – но, в первую очередь, наносили смертельные удары по военно-промышленному комплексу, и в течение нескольких месяцев уничтожили большую часть военного производства.

В то же время Владивосток, где 85% промышленного производства и обслуживания было ориентировано на ВПК, практически полностью лишился финансирования из Центра. Производство остановилось.

А это значит, что 80 процентов занятых на предприятиях ВПК моментально стали безработными. Рыбодобывающая отрасль, которая составляла остальную часть экономики Приморья, моментально развалилась – поскольку практически все суда – рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие – были или проданы за рубеж, или под иностранными флагами стали работать на зарубежные страны. Морепродукты контрабандным путем – прямо с моря, без захода в приморские порты, увозились за рубеж или перегружались на зарубежные рефрижераторы.

Дотации из центра на социальную сферу практически прекратились, экономика была парализована; исчезли деньги не только из бюджета (поскольку через налоги его нечем было пополнять) – исчезли деньги из кошельков граждан. Город остался без работы, без денег, без каких-либо надежд на выживание.

Картину дополняли разрушающиеся социальная сфера, транспортная инфраструктура, объекты бытового обслуживания… Бюджетное финансирование военнослужащих задерживалось, и многие из них тогда не получали зарплату по многу месяцев. Политический хаос в России назревал бешенными темпами, и закончился расстрелом Белого Дома в Москве. Власти всех ветвей думали не об экономике, а об удержании собственной власти.

Владивосток – где сосредоточены огромные запасы не только артиллерийского, торпедного, ракетного и стрелкового, но и ядерного оружия – представлял в тот период пороховую бочку, где главным детонатором могло стать недовольство граждан. В это время народ – впервые в истории современной России – на свободных выборах избирает меня первым в России мэром Владивостока. С большим отрывом я сумел обойти 19 соперников по выборам – кандидатов в мэры, хотя за многими из них стояли и местные криминальные группировки, и краевая власть, и власть в Кремле с огромными финансами.

В этот период можно было бы спокойно воровать вместе с властью, благо во Владивостоке было что украсть. Воровать – и преспокойно оставаться мэром хоть по сей день. Во всяком случае – занимать этот пост не меньше, чем Лужков правил Москвой. Но народ избрал меня – как честного человека – в надежде, что я остановлю весь этот беспредел. И предать свой народ, разочаровать его в сделанном выборе, растоптать надежды, что в России еще остались честные люди во власти, я не мог.

Мои противники во власти недолго были опечалены моей победой: они были уверены, что «может и хорошо, что его избрали – пусть обломает зубы. народ сам поднимет его на вилы», поскольку в этих экономических, политических, правовых условиях любая власть в таком городе обречена на погибель, тем более – власть мэра, у которого имелись только административно-хозяйственные обязанности и никаких прав, потому что из под меня незаконно вывели из подчинения и замкнули на краевую власть все районы города. В моем подчинении осталось только здание мэрии и ответственность за весь город.

Краевая власть приказала не перечислять в городской бюджет даже мизерные сборы налогов. Более того, чуть позже она распорядилась арестовать все счета мэрии – якобы за долги, которые оставили прежние градоначальники. В бюджет города практически ничего не поступало. Как выживать в этих условиях?.. Ведь это не село – где можно прокормиться огородом.

Владивосток – это крупный город, население которого (вместе с военными) на тот период составляло около миллиона человек! И всех надо обеспечить возможностью полноценно жить – а не выживать. А значит – обеспечить работой, в первую очередь. Нелишне будет напомнить, что Владивосток того времени можно было приравнять к анклаву, откуда уехать на заработки в соседние страны и регионы было почти нереально.

Встал вопрос – как обеспечить горожан работой? Как перепрофилировать военное производство? Желательно, в масштабах не только города – но и всего Приморского края. Моментально решить этот вопрос было невозможно. А центральным властям все было “до лампочки” – они были заняты переделом собственности и дележкой власти в высших сферах. Ни ученые дальневосточного отделения академии РАН, ни опытнейшие хозяйственники и экономисты советских времен, к помощи которых я обращался, ничего вразумительного предложить не могли. Спасительные экономические рецепты не находились.

Между тем, спасение не только для Владивостока и Приморья, но и для соседних регионов было на территории Зеленого Угла – одного из предместий на окраине Владивостока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: