(И. ии ню, что понятие «отклоняющееся развитие» являет вм in ноги ильным, т. е. его содержание может быть раскры М'Н in м i.к iciю лишь в сопоставлении с понятием «нормаль him |u щи i не». Вместе с тем, как известно, единой теори] IN ичичеекога развития пока не существует. В психологи) ||.|ши1ия имеется множество разнообразных генетически ггнрии каждая из которых по-разному и с разных сторо] ш» прей июдмт процесс психического развития и его меха Им imi.i)то означает, что может существовать разное пони и тис сущности феномена отклоняющегося развития, чт«и имеем место в современной специальной психологии.
loiciei i пенной психологии исходным пунктом в понима
мни I мипости нарушенного развития традиционно высту
^■Т культурно-историческая теория психического разви
i I <'. Выготского. К сущности феномена нарушенноп
щи i ни мы еще вернемся, сейчас же подчеркнем, что про
icm.i нормального и нарушенного развития представляе
(\<>н частный вариант более общей проблемы «норма-
11Л1О IOI ИМ».
11с 1 черкнем, что указанная проблема чрезвычайно дискус
|
|
ниц мл п далека от своего решения, и тем более нуждается i
куждшии и изучении. Изучение патологических явленш
и i>ier лучше понять механизмы функционирования ]
юрме Многое о функционировании психики в норме нал
mi I но благодаря клиническим исследованиям.
5:
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
>СМЫ И ПАТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ
Интуитивно-эмпирический подход |
Культурно-релятивный подход |
Данная проблема, в силу чрезвычайной сложности, га ставлена многочисленными вариантами ее решения (| ма 8.1). Кратко охарактеризуем некоторые из них.
Схема 8.1. Основные подходы к пониманию проблемы «норма — патология»
На уровне обыденного сознания, а иногда и в науке, вес] распространенным является так называемый интуитивной лирический подход. Явление считается нормальным ] ненормальным без использования каких бы то ни была ранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно. В добных случаях оценочные критерии остаются неосозн ными и в качестве таковых, скорее всего, выступ сравнение окружающих с собой. При этом эталоном ц мальности выступает сам эксперт, высказывающий те иные оценки в отношении окружающих индивидов. В
j и. г, что не совпадает со стереотипами собственного к- u-timi и отношения к миру, может выступать как нечто