Большая вероятность субъективизма в
анализе, сложность анализа получен
ных данных. Потребность в высококвалифицированных исследователях: модераторах и других
Возможность неадекватных ответов
респондентов. Недостаточно глубокий
психологический анализ
Конечно, несмотря на многие преимущества, применение качественных методов вызывает много споров из-за отсутствия статистических обоснований полученных результатов, что нередко вызывает сомнения в их валидности. В этой связи можно сослаться на высказывание Лапьера о том, что количественные измерения, конечно, точны, качественные, конечно, имеют субъективные ошибки, тем не менее, представляется более ценной тонкая догадка, чем аккуратное исследование по не относящемуся к делу явлению. Дж. Кэмпбелл указывает, что качественные методы наряду с возможностями количественной проверки, полученной на их основе информации, обладают и внутренними механизмами валидизации, хотя эти механизмы до настоящего времени остаются недостаточно изученными. На это же указывают другие исследователи.
Тем не менее, очевидные достоинства качественных методов, открывшиеся в уже многолетнем опыте их применения, все больше привлекают ученых.
Приложение 13
Таблица. Различия в степени выраженности мотивации к успеху, избеганию неудач и готовности к риску в двух группах предпринимателей
Показатели | Успешные предприниматели | Непригодные предприниматели | Значения критерия Манна - Уитни | P | ||
`C | d | `C | d | |||
Мотивация к успеху | 17.3 | 3.8 | 17.9 | 4.6 | >0.05 | |
Мотивация избегания неудач | 10.7 | 3.1 | 11.2 | 2.8 | >0.05 | |
Готовность к риску | 12.1 | 3.6 | 10.8 | 2.9 | >0.05 |
Примечание: При значениях U равных или менее 82 Р <0.05; При значениях U равных или менее 62 Р <0.01
Анализ данных, приведенных в таблице 9.4, свидетельствует о том, что не выявлены достоверные различия показателей мотивация к успеху, мотивации к избеганию и готовности к риску. При сравнении этих показателей в группах предпринимателей с нормативными значениями отмечается следующие:
· и в группе успешных, и непригодных предпринимателей среднее значение показателя мотивации к избеганию неудач находится на уровне ниже средне нормативных значений, Для показателя мотивации к избеганию неудач существуют следующие нормативные значения:
от 2 до 10 баллов – низкий уровень
от 11 до 16 баллов – средний уровень
от 17 до 20 баллов – высокий уровень
свыше 20 баллов – очень высокий уровень
как в группе успешных, так и непригодных предпринимателей среднее значение показателя мотивации к успеху выше средне - нормативных значений. Для показателя мотиваций достижения успеха существуют следующие нормативные значения
От 1 до 10 – низкая мотивация к успеху
От 11 до 16 – средний уровень мотивации к успеху
От 17 до 20 – умеренно высокий уровень мотивации к успеху
Свыше 21 – слишком высокий уровень мотивации к успеху.
· показатель склонности к риску в двух сравниваемых группах находится в области выше средних нормативных значений. Для показателя склонности к риску определены следующие нормы:
Меньше –30 баллов – слишком осторожны;
От –10 до +10 – среднее значение;
свыше +20 – склонны к риску.
Интерпретируя полученные данные, необходимо отметить, что по уровню развития мотивации к успеху, мотивации к избеганию и склонности к риску успешные предприниматели не отличаются от непригодных., что не в полной мере согласуются с литературными данными. Это можно объяснить, во-первых, тем, что наши исследования носят пилотажный характер. Следовательно, для формулировки окончательных выводов необходимо увеличить объем выборки испытуемых. Во-вторых, совпадение степени выраженности мотивации к успеху, мотивации к избеганию и склонности к риску можно объяснить тем, что эти мотивационные характеристики являются профессионально значимыми не только для предпринимателей, но и для топ-менеджеров, так группа непригодных предпринимателей – это реально действующие топ-менеджеры. Это обусловлено тем, что, как следует из психологического анализа предпринимательской деятельности и профессиональной деятельности менеджеров, для этих категорий специалистов характерно чёткое определение общих целей для организации, а также стремления к достижению установленных общих целей. В тоже время, ввиду неопределённости информации предприниматели и менеджеры вынуждены принимать решение в условиях риска, но это решение должно быть разумным, взвешенным. Это и обусловливает то, что для предпринимателей и менеджеров, особенно менеджеров-интерпренеров характерно умеренно повышенная степень выраженности склонности к риску.
На наш взгляд, значение показателей мотивации достижения успеха и склонности к риску несколько выше средних значений, а мотивации к избеганию ниже средних значений является оптимальным для сочетания этих мотивационных характеристик. Как уже отмечалось, существуют сложные взаимосвязи между мотивацией достижения и склонностью к риску. Так установлено, что люди, у которых выражена ориентация на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, у кого повышена мотивация на успех и имеют повышенную готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач.
Следовательно, именно не при высоких, а повышенных значений показателей мотивации к успеху и склонности к риску, достигается оптимальное сочетание этих мотивационных характеристик, позволяющих, предпринимателям и менеджерам успешно выполнять свои функции.
Отсутствие достоверных различий показателей мотиваций достижения успеха и склонности риска между сравниваемыми группами свидетельствуют о том, что эти мотивационные характеристики являются общими профессионально важными качествами и не могут быть отнесены к специфическим характеристикам мотивационной сферы личности предпринимателей.
Приложение 14
Примеры оформления таблиц
Таблица 12.1. Таблица изменения кадрового состава малого предприятия в оптовой торговле ООО «Диксис Мобайл»
Приём и увольнение | 2004 г, кол-во чел | Средний возраст, лет | 2005г, кол-во чел | Средний возраст, лет |
Принято на работу, из них | 20-40 | 20-40 | ||
с высшим образованием | - | - | ||
со средним и средне - специальным | - | - | ||
Уволено с работы, из них | 45-70 | 45-70 | ||
с высшим образованием | - | - | ||
со средним и средне - специальным | - | - | ||
В численность сотрудников отделов входят и руководители этих отделов. |
Таблица 12.2. Обобщенные сведения о базовых мотивах выбора профессии «Психолог»
Блоки | Мотивы | Выбор мотива (%) |
Желание помогать людям | Желание помогать людям | 51,2 |
Мы живем в беспокойном мире, поэтому многим нужна помощь | 12,2 | |
Хочется развивать способности людей | 2,4 | |
Научиться правильно подбирать литературу, чтобы применять прочитанное на практике и не наносить вреда людям | 2,4 | |
Нравится решать чужие проблемы и выслушивать | 2,4 | |
Привлекательность науки «Психология» и профессии | Интересна наука психология | 36,6 |
Различные направления- можно найти себя в одном из них | 2,4 | |
Творческая профессия | 2,4 | |
Интересно общаться с психологами | 2,4 | |
При получении психологического образования повышается возможность устроиться на высокооплачиваемую работу | ||
Специалисты-психологи востребованы в различных сферах | ||
Знания психологии нужны для работы по первичной профессии | На работе необходимы психологические знания | |
Нравится работа, связанная с общением с людьми | 7,3 | |
Приобретение знаний для работы с детьми | Необходимо научиться правильно работать с детьми, понимать их и помогать | 19,5 |
Нужны знания, чтобы помогать родителям разобраться в проблемах детей | 2,4 | |
Хотелось бы научиться находить индивидуальный подход к каждому ученику | 4,9 |
Продолжение таблицы 12.2
Предпочтения в дисциплинах | Важно знать клиническую психологию | 7,3 |
Интересна компьютерная психология | 2,4 | |
Нужно изучить детскую психологию | 2,4 | |
Как будущая работа | Профессия «психолог» рассматривается как будущая работа | 19,5 |
Выбор профессии по совету | Есть родственник психолог | 2,4 |
Посоветовали друзья | 4,9 | |
Знакомые часто обращаются за помощью - хочется давать правильные советы | 7,3 | |
Для личных целей | Знания пригодятся в повседневной жизни | 34,1 |
Знания помогут правильно воспитывать своих детей | 12,2 | |
Личностный рост, самосовершенствование | 17,1 | |
Работа над своими недостатками | 17,1 | |
Знания помогают, когда подводит интуиция | 14,6 | |
Познание себя | ||
Получение высшего образования | 4,9 | |
Познание других, научиться пониманию их состояний | 34,1 | |
Знания прибавят уверенности в себе | 2,4 | |
Научиться предотвращать последствия нервных перегрузок | 2,4 | |
Научиться управлять своими эмоциями, контроль личных переживаний | ||
Развитие своих способностей, научиться их правильно использовать | 7,3 | |
Держать под контролем любую ситуацию | 2,4 | |
Психологические знания помогают разбираться в людях | 14,6 | |
Позитивное влияние профессии-знания дадут возможность изменить свою жизнь | 4,9 | |
Научиться принимать людей такими, какие они есть | 4,9 | |
Интересно узнать о возможностях человека | 9,8 |
Продолжение таблицы 12.2
Для личных целей | Хочется найти ответы на многие вопросы | 2,4 |
Приобретение знаний и умений (слушать, быть терпимым…) | ||
Помочь себе вылечить свою душу | 4,9 | |
Научиться планировать и реализовывать планы в жизнь | 2,4 | |
Интересны сами люди-все очень разные | 4,9 | |
Хочется понять сущность души | 14,6 | |
Хочется разобраться в несправедливости отношений между людьми | 2,4 | |
Научиться внутренней свободе, независимости от обстоятельств | 2,4 | |
Научиться войти в доверие к человеку | 2,4 | |
Научиться делать общение с людьми наиболее комфортным | 2,4 |
Приложение 15
Примеры оформления иллюстрационного материала
|
|
|
Рис 13.1. Модификация поведения с учетом обстоятельств
Высокий ур-нь
Осознанная цель
Неосознанная цель
Низкий ур-нь 0
0,5 1,0