V КЛАСС (102 ч)

Наблюдения (4 ч; в течение года)

Продолжение наблюдений за погодой и сезонными явления», природы. Обобщение данных наблюдений по временам года.

Ориентирование на местности. План и карта (12 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу и компасу. Строение компаса. Правила пользования ком­пасом. Нахождение сторон горизонта по природным признакам. План и карта.

Практические работы: определение сторон горизонта по солнцу, определение сторон горизонта по компасу; работа с планом.

Наша Родина — СССР. Административные центры. Столица СССР —Москва, столицы союзных республик.

Введение (2 ч)

Тела, вещества, явления природы. Для чего и как человек изучает природу.

Практические работы: организация наблюдений за по­годой, наблюдения в двадцатых числах каждого месяца за изме­нением высоты Солнца над горизонтом и происходящими в связя с этим сезонными изменениями в природе. Демонстрация модели флюгера и способа определения направления ветра.

Земля и другие небесные тела (12 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.

Планеты. Планета Земля, расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли; вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.

Движение Земли: вращение Земли вокруг оси — причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца — смена вре­мен года.

Луна — спутник Земли. Расстояние до Земли; размеры Луны по сравнению с Землей; поверхность Луны; почему не видна об­ратная сторона Луны.

Звезды. Созвездия.

Изучение космоса человеком. Ю. А. Гагарин — первый космо­навт Земли.

Практические работы: обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север—юг, запад—восток. Обучение ориентированию по Полярной звезде.

Демонстрация годового движения Земли вокруг Солнца.

Воздух (12 ч)

Воздух — смесь газов: азот, кислород, углекислый газ. Приме­си в воздухе. Свойства воздуха: бесцветность, прозрачность, малая теплопроводность, упругость, расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении. Как человек использует свойства воздуха,

Нагревание воздуха от поверхности суши и воды. Изменение температуры воздуха с высотой.

Движение воздуха — ветер. Работа ветра в природе. Погода. Изменчивость погоды. Местные признаки изменения погоды. Зачем нужны прогнозы погоды.

Значение воздуха для жизни на Земле; необходимость его ох­раны от загрязнения.

Практические работы: по календарю погоды провести

сравнение погоды разных дней.

Демонстрация опытов: 1) свойство кислорода поддерживать го­рение; 2) воздух занимает место; 3) воздух сжимаем и упруг; 4) изменение объема воздуха с изменением температуры; 5) дви­жение теплого и холодного воздуха.

Вода (10 ч)

Свойства воды как жидкости. Изменение объема воды при на­гревании и охлаждении. Три состояния воды. Переход воды из од­ного состояния в другое в зависимости от температуры. Образовав ние облаков и осадков,

(Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Взвеси и растворы. Очистка воды от примесей. Растворы в при­роде; вода пресная и соленая. Минеральные источники.

Распределение воды на Земле, материки и океаны. Работа воды в природе; образование пещер, оврагов, ущелий.

Значение воды. Использование воды человеком. Необходимость экономного использования воды и охраны ее от загрязнения.

Практические работы: Определение растворимости веществ в воде. Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий материки и океаны; надписывание их названий на контурной карте.

Демонстрация опытов: 1) небольшая теплопроводность воды; 2) изменение объема воды при нагревании и охлаждении; 3) переход воды из одного состояния в другое; 4) выпаривание растворов; 5) фильтрование воды.

Горные породы ( 10 ч)

Что такое горные породы. Разнообразие горных пород на Земле: гранит, базальт, гаарцит, мрамор, каменный уголь — плотные породы; гравий, песок, глина —рыхлые породы; вода, нефть - жидкие породы; природный газ— газообразные породы.

Выветривание, Перенос разрушенных горных пород текучими водами, ледниками, ветром, морем. Образование обломочных горных пород.

Горные породы как полезные ископаемые. Рудные полезные ис­копаемые: железные руды; руды цветных металлов (алюминиевая медная, свинцовая, цинковая). Металлы, их использование.

Нерудные полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, гэз, поваренная и калийная соли, известняк, мрамор, гранит; их применение. Использование обломочных горных пород в хозяйстве своей местности. Добыча полезных ископаемых. Необходимость бе­режного использования полезных ископаемых.

Практические работы: определение свойств горных по­род (твердость, цвет, растворимость в воде) по раздаточному ма­териалу.

Демонстрация разрушения гранита при: изменении температуры.

Почва (6 ч)

Почва — особое природное тело. Свойства почвы: плодородие, влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Отличие почвы от гор­ной породы. Как образуется почва. Какие бывают почвы. Значение, почвы для жизни на Земле. Охрана почвы от разрушения.

Демонстрация опыта, показывающего влагопроницаемость почвы.

Живые организмы и среда обитания (11ч)

Разнообразие живых организмов на Земле. Что такое среда обитания. Условия, необходимые для жизни организмов. Зависи­мость растений, животных и человека от условий среды обитания (на примере своей местности). Роль организмов в жизни природы. Использование человеком живых организмов. Влияние деятельно­сти человека на животный и растительный мир и его охрана.

Наблюдения за растениями и животными на учебно-опытном участке, в природе.

Демонстрация таблиц, чучел, муляжей, гербарных образцов.

Экскурсия (2). Изучение растений и животных своей мест­ности и среды обитания.

Организм человека, охрана его здоровья (18 ч)

Строение тела человека (общий обзор). Кожа. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная по

садка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы ды­хания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим туда и отдыха.

Забота партии и правительства о здоровье детей.

Практические работы: подсчет пульса в спокойном со­стоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшая обра­ботка небольших ран, приемы наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством меди­цинского работника школы).

Заключение (5 ч)

Обобщение и систематизация знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

показывать на карте столицу СССР Москву, столицы союзных республик;

ориентироваться по солнцу и компасу;

обозначать явления погоды условными знаками в календаре

погоды;

сравнивать погоду разных дней по календарю; определять с помощью опытов свойства воздуха; на простейших примерах раскрывать связь между живой и не­живой природой;

охранять растения и животных; соблюдать правила личной гигиены. Учащиеся должны знать:

названия столицы СССР, союзных ресаублик; названия административных центров своей республики (края, области);

представление о горизонте, линии горизонта, сторонах гори­зонта;

строение и назначение компаса;

Земля — планета, Солнце — звезда, Луна – спутннк Земли;

свойства воздуха, значение воздуха, меры по его охране;

работу ветра в природе;

три состояния воды в природе;

вода — растворитель;

работу воды в природе;

горные породы;

разрушение горных пород;

рудные и нерудные полезные ископаемые;

отличие почвы от горной породы; отличие и взаимосвязь живой и неживой природы;

необходимость охраны воздуха, почвы, воды растительного и животного мира;

простейшие правила личной и общественной гигиены;

названия важнейших органов организма человека;

роль прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: