Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. Для табличных расчетов характерно использование формул, по которым производятся вычисления, и представление чисел в виде больших объемов исходных данных. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры) – прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.
В окне документа в программе Excel отображается только текущий Рабочий лист, с которым и ведется работа. Каждый Рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа:
Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего Рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от A до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами от 1 до 65 536.
На пересечении строк и столбцов образуются ячейки таблицы. Обозначение отдельной ячейки сочетает в себе номера столбца и строки (например, А28), на пересечении которых она расположена. Обозначение ячейки – это ее адрес.
|
|
Составим таблицу для подсчета баллов студентов за семестр. Итоговый лист должен выглядеть следующим образом, обведенные жирными квадратами ячейки содержат формулы и должны в результате заполниться автоматически, поэтому НЕ ЗАПОЛНЯЙТЕ данными ячейки, взятые в жирные рамки:
Создание таблицы
- Заголовок – выделим первую строку: левая кнопка мыши по номеру строки 1, размер шрифта 20. В ячейку А1 вносим сведения о факультете, курсе, группе, дисциплине и т.д.
- Шапка таблицы. Установить курсор между нумерацией строк 1 и 2 до появления знака: нажать левую кнопку мыши и растянуть строку. Правая кнопка мыши (п.к.м) по номеру строки 2 → Формат ячеек … → Выравнивание: по горизонтали – по центру; по вертикали – по центру; Отображение: переносить по словам. В ячейки вносим: А2 – № п/п (ячейку сужаем); B2 Фамилия Имя (расширяем); T2 – зачет; U2 – оценка. Выделяем ячейки от С2 до S2: (п.к.м) по выделяенному → Формат ячеек … → Выравнивание: Ориентация 90º. Уменьшим ширину ячеек до 30 пикселей, используя команду Копировать формат , выделим ячейки с D2 до S2. В ячейку С2 вносим текст семинар 1, ставим курсор мыши в нижний правый угол с квадратиком, до появления черного тонкого креста ┼, нажмем левую кнопку и протащим мышь до семинар 12 – это называется автозаполнение.
- Заполнение таблицы. Столбец А заполняем номерами по порядку – в А3: 1, в А4: 2, выделим номера и автозаполнением протягиваем до 12. Вносим фамилии. Строка Баллы максимум – в ячейку O16 внесем формулу суммы: команда автосумма , и выделить диапазон ячеек (C16: N16) ив S16 – аналогично формулу =СУММ(O16:R16). Подбираем баллы таким образом, чтобы в ячейке S16 стало 100. Копируем формулу из ячейки O16 в ячейку O3 и автозаполнением копируем сумму для всех студентов. Поступаем аналогично с формулой в ячейке S16.
- Перевод набранных баллов в оценку. «Зачтено» ставится при условии, что студенты набрали не менее 40 баллов. Для выставления оценки можно использовать формулу: ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
лог_выражение – это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ; значение_если_истина – это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА; значение_если_ложь – это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ; значение_если_ложь может быть формулой или функцией. В ячейку Т3 запишем формулу: =ЕСЛИ(S3>40;"зачтено";"не зачтено"), ячейку S3 можно указать мышкой. Необходимо учесть случай, когда студенты по каким-либо причинам не явились на зачет, для этого редактируем функцию:
|
|
1. Установить курсор мыши строку формул –
2. Отредактировать формулу:
=ЕСЛИ(Q3="";"н/я";ЕСЛИ(S3>40;"зачтено";"не зачтено"))
3. Автозаполнением копируем формулу для всех студентов
В ячейку U3 запишем формулу на случай дифференцированного зачета:
=ЕСЛИ(S3>79;"5 (отл)";ЕСЛИ(S3>59;"4 (хор)";ЕСЛИ(S3>39;"3 (удов)"; "2 (неудов)")))
автозаполнением копируем формулу для всех студентов.
- Обработка результатов группы. Подсчитаем количество студентов получивших «зачтено», «не зачтено» и не явившихся на зачет. Используем формулу СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий):
Диапазон – диапазон, в котором нужно подсчитать ячейки.
Критерий – критерий в форме числа, выражения или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать.
1. Установить курсор в ячейку T19
2. Вставка → Функция … → Категория: Статистические; Выберите функцию: СЧЁТЕСЛИ. ОК
3. Диапазон: T3:T14 с отметками о зачете, диапазон не должен меняться при подсчетах остальных отметок, поэтому ссылка должна быть абсолютной, необходимо нажать клавишу F4, в результате получиться: $T$3:$T$14;
4. Критерий: ячейка R19, в которой должно быть внесено «зачтено». ОК
5. Автозаполнением копируем формулу на все виды отметок.
Аналогично поступая, заполняем подсчет оценок в ячейках U23 … U26.
Рейтинг студентов. Переименуем Лист1 в «список»: кликните правой кнопкой мыши по названию листа Лист1 в меню выбрать переименовать и дать новое имя: список. Скопируем полученный лист «список»: правая кнопка мыши по названию листа Список → Переместить / скопировать → Создать копию →(Перед листом: Лист 2) → Оk; Переименовать лист список(2) в лист «рейтинг». На листе «рейтинг» выделим ячейки с фамилиями студентов и их результатами: В3:U14. Отсортируем список по общему набранному количеству баллов: Данные → Сортировка … → Сортировать по: Итого за семестр; по убыванию; Затем по: Фамилия Имя; по возрастанию → ОК
- Построение диаграмм:
1) выделим столбцы Т19:Т21;
2) щелкнуть по образу Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов;
3) на первом шаге из 4 выберите Тип диаграммы Круговая, Объемная, кнопка Далее;
4) на шаге 2 в окне Источник данных диаграммы должно быть выбрано Ряды в: столбцах, на вкладке Ряд – Подписи категорий: выделите на листе список значения отметок о зачете, в результате получиться =список!$R$19:$S$21, кнопка Далее;
5) третье окно мастера диаграмм состоит из нескольких разделов (вкладок), предназначенных для задания различных параметров диаграммы. На вкладке Легенда, размещение: вверху, Подписи данных: доли; кнопка Далее;
6) в окне Размещение диаграммы Поместить диаграмму на листе: отдельном щелкните на кнопке Готово;
|
|
7) для печати залить диаграмму, используя только черно-белую гамму цветов. Выделить долю – щелчок левой и еще раз щелчок (с расстановкой), затем щелчок правой кнопкой мыши, выбрать: Формат точки данных …→ кнопка Способы заливки → вкладка Узор → Штриховка: черная, Фон: белый; выберем тип узора. Аналогично, остальные доли. Шрифт легенды и подписей не менее 24 пт.(Рис. 1)
Самостоятельно постройте диаграмму по оценкам (Рис. 2).
Рис. 1. Алгоритм приведен выше | Рис. 2. Самостоятельное выполнение |