Аспекты анализа предложения

Предложение — синтаксическая единица многоплановая, много­аспектная, многоуровневая. Это значит, что оно обладает: 1) опреде­ленной формальной устроенностью — синтаксической структурой; 2) определенным коммуникативным значением, отражаемым его ак­туальным членением и 3) своей семантикой.

1) Анализ формальной устроенности предложения предполагает выяснение того, какая конструкция лежит в основе этого предложения. При этом происходит абстрагирование от лексического наполнения, порядка слов, интонации и контекста, в котором оно употреблено. Этот аспект (или уровень) организации предложения называется конструк­тивно-синтаксическим. Так, на конструктивно-синтаксическом уровне окажутся тождественными такие, например, предложения: Идет дождь, Кенгуру водятся только в Австралии, Завод выполнил план, так как в основе их всех лежит предикативное сочетание имени существительно­го в именительном падеже со спрягаемой формой глагола, между которыми устанавливается связь координации.

Примечание. Связь координации — это особый вид связи между под­лежащим и сказуемым в том случае, если словоформы, их выражающие,взаимообусловлены: так, именительный падеж имени предполагает, что далее употребляется личная форма глагола, а последняя требует постановки имени в именительном падеже; скоординированными оказываются также формы числа, а в единственном числе — иногда и рода (день прошел, ночь прошла).

Связь координации напоминает согласование, но отличается от последней следующим: а) при согласовании есть главный и зависимый компоненты, они объединяются в словосочетание на основе подчинительной связи, а при соединении подлежащего со сказуемым такой связи нет, а есть взаимозависимость двух компонентов; б) в словосочетании с согласованием соединяется слово со словоформой, а при координации — словоформа со словоформой; в) согласование оформляет атрибутивные отношения, т. е. отношения «предмет и его непредикативный признак», а координация — предикативные отношения; г) наконец, словосочетание, основанное на связи согласования, имеет такие же формы изменения, как и формы главного, стержневого компонента: ясный день: ясного дня — ясному дню и т. д. А предложение, в котором данные словоформы соединены связью координации, имеет формы изменения иные, «предложенческие» — это изменение по синтаксическим временам и синтаксическим наклонениям: День ясный — День был ясный — Будь день ясный... и т. д.

Схематично предикативную основу этих предложений можно представить в виде:

Выявление таких структурных схем и является целью конструктивно-синтаксического анализа предложения.

2) Анализ предложений с точки зрения их коммуникативной устроенности предполагает выявление их актуального членения, т. е. выделение двух компонентов в соответствии с коммуникативным заданием говорящего: темы (т. е. исходного пункта высказывания, обозначающего то, из чего говорящий исходит, строя свое сообщение): ремы (т. е. сообщения по поводу темы или о теме). Тема — ремное (иначе — актуальное, динамическое) членение предложения отражает коммуникативную установку говорящего, коммуникативное назначение этого предложения в речи, поэтому оно тесно связано с контекстом, ситуацией, лексическим составом предложения. Предложение в этом аспекте может быть названо высказыванием. Сравним изменение коммуникативной установки говорящего при таком изменении порядка слов в двух предложениях-высказываниях: Я помогу тебе - Помогу тебе я.

Данный уровень организации предложения называется коммуникативно-синтаксическим.

Если сравнить между собой приводившиеся выше три предлония (Идет дождь. Кенгуру водятся только в Австралии. Завод выполнил план.) с точки зрения их коммуникативно-синтаксического устройства, то окажется, что они различны, так как различно их актуальное членение, отражающее различные коммуникативные намерения говорящего. Первое предложение отвечает коммуникативному заданию констатировать некоторый факт как целостное событие; весь лексический состав этого предложения выполняет роль ремы, а тема лекссчески не выражена, она нулевая. Второе предложение сообщает место обитания кенгуру и в соответствии с этим коммуникативным значением оно членится на тему «кенгуру водятся» и рему «только в Австралии». Третье предложение построено для сообщения об определенном заводе и членится на тему «завод» и рему «выполнил план».

3) Третий аспект организации предложения называется семантико-синтаксическим, так как связан с характером синтаксической се­мантики каждого предложения. С этой точки зрения приведенные предложения будут иметь и черты сходства, и черты различия. Так, первое предложение будет отличаться от второго и третьего, так как оно имеет бытийную семантику, т. е. сообщает, что имеется в мире или некотором его фрагменте. Второе и третье более близки по своей семантике, так как их назначение — характеризация (в широком смысле этого слова) некоторого предмета. Однако если третье предло­жение можно назвать просто характеризующим, то второе имеет бо­лее частное значение локальной характеризации.

Таким образом, предложения, сходные в одном плане, могут быть различными в другом, так что построить одномерную типологию пред­ложений в русском языке принципиально невозможно. Классифика­ции предложений неизбежно должны учитывать различные аспекты организации предложения, отражать результаты анализа предложе­ния в различных аспектах: конструктивно-синтаксическом, комму­никативно-синтаксическом и семантико-синтаксическом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: