Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определенные отношения — механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и ее реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы). По образному выражению французского политолога М. Дювер-же (род. в 1917 г.), партийная система — стабильный ансамбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.
В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная. Двухпартийная система — та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится партией большинства в парламенте, а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «великое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяются бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в коридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим примером двухпартийной системы являются США.
|
|
Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5—6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.
Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная пар-
тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длительное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в парламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно небольшой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой партии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.
|
|
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов (остальные набирают 10—12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.
Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаскированная» однопартийность, например в современном Китае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только двухпартийные и многопартийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.
В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. (Объясните почему.) Однако, несмотря на множественность политических партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических партиях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату российского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном порядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государственной Думы будут избираться только по партийным спискам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли
f^&,*&
обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах будут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и только 3—5 из них смогут иметь своих представителей в парламенте.