Челябинская государственная медицинская академия
Раздел: Гигиена детей и подростков
Тема: «Введение в гигиену детей и подростков. Актуальные проблемы современной гигиены детей и подростков»
Время: 2 часа
План лекции:
1. Гигиена детей и подростков как наука. Социальная значимость предмета. Методологические и естественнонаучные основы. Предмет, цели и задачи.
2. Методы исследования в гигиене детей и подростков.
3. Особенности нормирования в гигиене детей и подростков.
4. Актуальные проблемы научных исследований в области гигиены ДиП:
а) здоровье детей и подростков;
б) гигиена деятельности детей и подростков;
в) гигиена внешней среды;
г) гигиена питания детей и подростков;
д) медицинское обслуживание детского и подросткового населения.
Составила: старший преподаватель, к. м. н. Банникова Л.П.
1999-2000 учебный год
Гигиена детей и подростков (ГДиП) - это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.
|
|
Это научная дисциплина и практическая область здравоохранения, которая призвана обосновывать, разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Являясь одним из разделов гигиенической науки, она существенно отличается от всех ее разделов тем, что изучает вопросы здоровья человека в период наиболее интенсивного роста и развития с точки зрения влияния природных и социальных факторов. Оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм.
ГДиП разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно-противоэпидемические требования и правила к условиям пребывания и воспитания детей, обосновывает оздоровительные мероприятия, направленных на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей и гармоническое развитие детей и подростков.
Ее деятельность направлена на охрану здоровья в социальном отношении наиболее значимой, а в биологическом - наиболее ранимой части населения, т.к. здоровье подрастающего поколения определяет будущее нации.
Дело в том, что характерной особенностью организма ребенка и подростка является незавершенность развития, пластичность и большая степень подверженности влиянию разнообразных факторов окружающей среды.
Выделение гигиены детей и подростков в самостоятельную профильную гигиеническую дисциплину и врачебную специальность не случайно, ибо дети и подростки составляют, как уже было сказано выше, особый контингент населения: они находятся в своеобразных условиях воспитания и обучения, не совпадающих с условиями профессиональной и общественной жизни взрослых.
|
|
Таким образом, ГДиП как отрасль науки, связанная с решением проблем влияния факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие растущего организма, ставит своей целью - обоснование и разработку санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения, комплекса оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению здоровья и физического развития детей и подростков.
Объектом изучения данной дисциплины является здоровье детских и подростковых коллективов, длительное время находящихся в своеобразных условиях окружающей среды.
Стадия прогрессивного развития человека состоит из 3 крупных периодов: детского (до 12-13 лет), подросткового (до 16-17 лет) и юношеского (до 20-21 года). Отсюда вытекает, что объект изучения ГДиП - здоровье человека в возрасте до 20-21 года.
Гигиена детей и подростков занимается познанием своего объекта во всех его проявлениях в материальном мире, в течение полного этапа его диалектического развития (здоровый образ жизнедеятельности человека до юношеского возраста), тогда как другие гигиенические дисциплины изучают только отдельные факторы материальной среды, формирующие здоровье человека (гигиена труда - производственную деятельность, коммунальная гигиена - условия среды проживания, гигиена питания - алиментарный фактор).
Таким образом, методологическая структура ГДиП может быть представлена следующей схемой.
Схема 1.
Методологическая структура гигиены детей и подростков.
Объект исследования | |||
Предмет науки | Здоровье Д, П и Ю как биологическое явление | Здоровье Д, П и Ю как биосоциальное явление | Факторы, определяющие здоровье Д, П и Ю. |
Задачи науки | Совершенствование морфофункциональ-ных качеств организма Д, П и Ю. | Совершенствование форм жизнедеятельности Д, П и Ю. | Совершенствование среды обитания и условий жизнедеятельности Д, П и Ю. |
Частные цели науки | Установление оптимального уровня биологической надежности организма Д, П и Ю. | Установление оптимальных режимов жизни и деятельности Д, П и Ю. | Создание оптимальной среды обитания и условий жизнедеятельности Д, П и Ю. |
Конечная цель науки | Обеспечение оптимального уровня здоровья Д, П и Ю в объективных условиях существования, что достигается разработкой комплекса гигиенических регламентаций. |
Основным принципом гигиены детей и подростков является учет анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Поэтому в гигиеническом обосновании оздоровительных мероприятий и нормировании факторов внешней среды гигиена детей и подростков исходит из морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма на различных этапах его развития. Вследствие этого ГДиП является возрастной гигиеной.
При гигиеническом нормировании факторов внешней среды необходимо учитывать виды деятельности детей, характер труда, а также сезонность и климатические условия.
Выдающийся отечественный ученый в области ГДиП С.М. Громбах сформулировал основные принципы нормирования в ГДиП:
1. обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию;
2. нормы в ГДиП непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах;
3. смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов.
Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие детей, подростков и юношества.