Правонарушения: общие понятия, терминология, систематика, распространенность

Правонарушения являются одной из форм антиобществен­ного поведения.

Антиобщественное (антисоциальное) поведение направлено против интересов общества в целом, отдельных его ячеек, кон­кретных людей. К антиобщественному поведению, наряду с пра­вонарушениями, относят поступки, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных норм поведения в обществе. У подростков они чаще всего проявляются в неповиновении старшим, родителям, воспитателям, в лживости, драчливости, вызывающей манере поведения, сквернословии, ношении осуж­даемой обществом формы одежды, отказе от учебы и трудовой деятельности, бродяжничестве, преждевременном вступлении в половую жизнь, пьянстве и т п.

Правонарушение — это несоблюдение правил поведения, ус­тановленных законом и другими нормативными актами. Оно может заключаться в совершении запрещенного действия или, наоборот, в невыполнении предписанной законом обязанности. Другими словами, правонарушение — любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении.

По своей тяжести правонарушения делятся на проступки и преступления.

Проступки — главным образом малозначительные правона- \ рушения, которые не представляют большой общественной I опасности. Как правило, это нарушения установленных общест- I вом требований и правил поведения, закрепленных в различных 1 правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за со-1 бой применение мер дисциплинарного или общественного воз­действия.

Преступление в отличие от проступка — уже опасное для об­щества действие (или бездействие), а потому в качестве меры

наказания законодательством предусматривается уголовная от­ветственность.

По закону уголовную ответственность несут граждане, кото­рым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Однако за особо опасные преступления (убийство, нанесение тяжелых телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, злостное хулиганство, умышленное повреждение общественного или личного имущества, хищение наркотических средств и пр.) несо­вершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет.

Правонарушение считается антиобщественным, в том числе и противоправным, действием только в том случае, если человек, совершивший его, обладает всеми качествами социальной лич­ности, вполне определенным состоянием психического здоро­вья, т. е. полностью отдает отчет в своих действиях и руководит ими. Поступки невменяемых, даже если они социально опасны, нельзя расценивать как антиобщественное поведение.

Социально-психиатрические аспекты проблемы правонару­шений у несовершеннолетних изучены еще недостаточно и во многом спорны. Подтверждением этому служит терминологиче­ская путаница в обозначении описываемых форм девиантного поведения. Так, в литературе говорят о «незаконных формах по­ведения» (Jenkins, 1980), о его «антисоциальных» (Stewart et al., 1980) и «антиобщественных» (Cloninger, 1982) формах, о «за­прещенном и наказуемом по закону» поведении (Benezech, 1981), «серьезных» и «несерьезных» правонарушениях (Me Manus et al., 1984), о «непроцессуальных формах девиантного поведения» (В. Ф. Матвеев и соавт., 1979). Вновь поднимается вопрос о «социопатиях» и «криминальной личности» (Cloninger, 1982).

Наиболее широкое распространение в подростковой психи­атрии в последние годы получил термин «делинквентное» пове­дение (от лат. delinquo — «совершить проступок», «провинить­ся»). Однако различные авторы вкладывают в это понятие неодинаковый смысл. А. Е. Личко (1983) под делинквентным поведением подразумевает «цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т. е. на­казуемых согласно Уголовному кодексу серьезных правонару­шений и преступлений». В. Е. Семке и соавт. (1982) отождеств-

ляют понятия «антисоциальное» и «делинквентное» поведение. В. В. Ковалев (1981) считает, что понятие «делинквентное пове­дение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков, таких, например, как кражи, хулиганские действия, нанесение тяжелых телесных по­вреждений, изнасилование, убийство. По мнению автора, рас­ширение границ термина «делинквентное поведение» приводит в итоге к стиранию границ между криминальными и некрими­нальными поступками, что затрудняет решение многих судебно-психиатрических и коррекционно-воспитательных вопросов. В связи с этим В. В. Ковалев (1981), наряду с понятием «делин­квентное поведение», выделяет «антидисциплинарный и анти­социальный типы девиантного поведения». Этой же точки зре­ния придерживаются А. Г. Амбрумова, Л. Я. Жезлова (1973).

Многочисленные попытки систематизировать правонаруше­ния также пока недостаточно успешны.

A. А. Александров (1981) выделяет конформный, агрессив­но-защитный и оппозиционный типы делинквентности у подро­стков.

Hodgman (1983) делинквентное поведение разделяет на че­тыре группы: импульсивное, связанное с нарциссизмом, обу­словленное депрессией и пограничное.

Некоторые авторы пытаются систематизировать правонару­шения, беря за основу их мотивы. К. Е. Игошев (1974) предлага­ет следующую структуру мотивов правонарушений у несовер­шеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределен­ные» мотивы.

B. Н. Кудрявцев и соавт. (1986) выделяют: 1) идейно-поли­тические мотивы правонарушений (враждебное отношение к го­сударственной власти, расовые и религиозные разногласия); 2) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопи­тельству, стяжательству и разгульной жизни); 3) мотивы меж­личностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пре­небрежительное отношение к окружающим); 4) анархистско-индивидуалистические мотивы или мотивация «социальной пассивности» (пренебрежительное отношение к выполнению своих гражданских, профессиональных, семейных обязанностей,

нежелание переносить трудности, работать, заботиться об окру­жающих и пр.)- Первый и второй типы правонарушений у под­ростков отмечаются редко, для них более характерен третий тип. Четвертый часто встречается среди подростков, склонных к бро­дяжничеству и тунеядству, а также у лиц с сексуальными девиа­циями.

Большинство классификаций правонарушений из-за терми­нологической путаницы и разночтения понятий страдают разно­плановостью или, наоборот, чрезмерной односторонностью и малопригодны для практического применения. Систематика правонарушений как одной из форм девиантного поведения не может основываться на каком-то одном критерии (мотив, форма правонарушения, тип реакции и пр.), а должна быть многоосе­вой и иметь, по крайней мере, три оси (В. В. Ковалев, 1981):

1) социально-психологическую;

2) клинико-психопатологическую;

3) личностно-динамическую.

Изучение социально-психологических и психиатрических аспектов правонарушений постоянно находится в поле зрения психиатров. Достаточно сказать, что при Американском нацио­нальном институте психического здоровья имеется Центр по изучению преступности, а в 1972 г. в Чикаго была создана пси­хиатрическая клиника, осуществляющая комплексное обследо­вание и лечение несовершеннолетних (13-18 лет) правонару­шителей и преступников. В штат клиники, наряду с психиатрами, входят психологи и работники социальной служ­бы (Weissman et al., 1974). Это обусловлено тем, что за послед­ние 30 лет количество правонарушений в экономически разви­тых странах неуклонно растет. Так, в США число преступлений и правонарушений в 1990-е годы по сравнению с 1967 годом уве­личилось примерно в 3 раза

Отечественные психиатры издавна уделяют большое внима­ние изучению проблем правонарушений у несовершеннолетних. Так, предметом исследований была типология подростка-право­нарушителя (Н. И. Озерецковский, 1932; Г. Е. Сухарева, 1959; А. Г. Ковалев, 1968; Ю. А. Скроцкий, 1981; и др.), влияние факто­ров внешней среды на формирование личности правонарушите­ля (Е. К. Краснушкин, 1927; Н. А. Коновалов, 1930; В. Я. Семке и соавт., 1982), особенности правонарушений при различных

психических заболеваниях (В. П. Осипов, 1944; Н. Н. Тимофеев, 1962; Н. И. Фелинская, 1965; И. А. Козлова, И. К. Руднева, 1986; и др.)- В последние десятилетия уделяется большое внимание исследованиям особенностей правонарушений при различных типах психопатии и акцентуации характера (А. Е. Личко, 1983, 1999; Н. В. Вострокнутов, 2000), разработаны дифференциаль­но-диагностические критерии социально-психологической за­пущенности и пограничных нервно-психических расстройств (В. Я. Гиндикин, 1968; В. И. Твердохлебов, 1971; В. В. Ковалев, 1981,1995).

Основное количество правонарушений приходится на лиц молодого возраста (16-25 лет). Характерно, что основная масса правонарушений (58 %) совершается подростками в свободное от занятий время, с 18 до 24 часов (В. А. Пискарев и соавт., 1978). Отмечается определенная зависимость характера правонаруше­ний от возраста правонарушителя (К. Е. Игошев, 1974; В. Н. Кудрявцев, 1975; В. В. Лунеев, 1986).

Однако тезис, выдвинутый исследователями советского пе­риода, о том, что многие преступления (против политических прав граждан, хозяйственные, против порядка управления) ред­ко совершаются несовершеннолетними, так как мотивация этих преступлений не представляет для них ценности и личностного смысла, может быть оспорен с учетом политических событий по­следнего десятилетия.

В Российской Федерации и ряде других стран СНГ состоя­ние детской и подростковой преступности и правонарушений по-прежнему представляет собой одну из острейших проблем общества. Сравнительный анализ числа несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления на 10 000 чело­век, по странам СНГ демонстрирует абсолютное лидерство Рос­сии по этому показателю (диаграмма 2).

В 2000 году число правонарушений и преступлений, совер­шенных подростками, несколько уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2 % (с 208,3 тысяч до 195,4 тысяч), количество несовершеннолетних участников правонарушений и преступле­ний сократилось на 3,1 % (с 183,4 тысяч до 177,5 тысяч), про­изошло снижение удельного веса подростковой преступности (с 6,9 % в 1999 году до 6,6 % в 2000 году). Следует, однако, отме­тить, что снижение произошло только по отдельным видам

правонарушений и преступного поведения В частности, число хулиганских проявлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 5,0 % (с 11,0 тысяч до 11,5 тысяч), мошенни­честв — на 10,3 % (с 1,6 тысяч до 1,8 тысяч) (Положение детей в России, 2000)

На протяжении ряда лет просматривается тенденция повы­шения делинквентной и криминальной активности младших подростков Количество подростков, состоящих на учете мили­ции за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста наступления уголовной ответственности, составляет на сегодняшний день 108,3 тысяч человек Это 26 % от общего чис-

ла подучетных, то есть каждый четвертый. Ежегодно более 100 тысяч подростков с общественно опасным поведением нуж­даются в применении специальных мер воспитательного воздей­ствия При этом количество мест в соответствующих учрежде­ниях составляет всего лишь 10 % от реальной потребности.

Продолжает оставаться высокой криминальная активность детей и младших подростков. По данным МВД России, в 2000 году число подростков, поставленных на учет за соверше­ние общественно опасных деяний в возрасте до 14 лет, состави­ло 66,7 тысяч человек, сократившись по сравнению с 1999 годом на 6,3 тысяч, или на 8,6 %.

Неуклонно растет в последние годы делинквентная и крими­нальная активность подростков женского пола. Их число среди несовершеннолетних, совершивших правонарушения и престу­пления, за последние 3 года увеличилось на 17,8 % (в 1998 го­ду — 12,9 тысяч, в 1999-м — 15,1 тысяч, в 2000-м — 15,2 тысяч), доля девочек среди несовершеннолетних участников преступ­ных деяний остается достаточно стабильной (8,6 %). Следует от­метить рост числа девочек, состоящих на учете в подразделени­ях по делам несовершеннолетних (в 1998 году — 52,6 тысяч, в 1999-м - 53,6 тысяч, в 2000-м - 54,1 тысяч).

В течение 2000 года в центры временной изоляции для несо­вершеннолетних правонарушителей было доставлено 30,0 тысяч детей и подростков, что на 45,5 % меньше, чем в 1999 году (55 ты­сяч), из них 3173 (10,6 %) не имели родителей, 999 (3,3 %) не имели опекунов и попечителей, 408 (1,4 %) ушли из специаль­ных учебно-воспитательных учреждений. Такая динамика во многом объясняется принятием в 1999 году Федерального зако­на «Об основах системы профилактики безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым безнадзорные и беспризорные дети должны помещаться в учре­ждения социальной защиты населения

В последние годы отмечается постоянное снижение образо­вательного уровня состоящих на учете несовершеннолетних Так, по результатам предварительной статистической информа­ции главного информационного центра МВД России за 1998 год, из общего количества подростков, состоящих на учете милиции, каждый третий (128 тысяч) имеет лишь начальное об­разование, а 2 % несовершеннолетних, состоящих на учете

(8,6 тысячи человек), не получили и начального образования (Инф. записка, 1999).

Данные за 2000 год еще более пессимистичны: среди подро­стков, задерживавшихся милицией, было выявлено свыше 44 тысяч, не имеющих даже начального образования (О положе­нии детей в РФ, 2000). Приведенные факты позволяют говорить о том, что большинство этих подростков, по сути, представляют собой когорту социальных сирот, воспитанием и образованием которых родители не занимаются и которым уготована лишь су­ровая «школа улицы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: