Шкала разработана А. М. Прихожан по типу шкалы социальной компетентности Е. Долла и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков.
Шкала предназначена для подростков 11—16 лет и позволяет выявить как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Экспериментальный материал:
Бланк беседы (Приложение 6).
Порядок проведения.
Методика проводится индивидуально, устно, в виде беседы. Письменное заполнение шкалы недопустимо.
45
Беседа может проводиться с самим подростком, а также с людьми, хорошо его знающими (родителями, другими взрослыми родственниками, лицами, заменяющими родителей, педагогами, а также самим психологом).
Психолог зачитывает последовательно каждый пункт и оценивает ответ, занося его в соответствующую графу бланка. В том случае если беседа проводится с самим подростком, пункты читаются во втором лице.
Для оценки используется трехбалльная шкала:
1 б. — школьник полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
2 б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
3 б. — не владеет
В графе «Примечания» психолог может записать ответ, указать другие необходимые ему сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).
Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.
Обработка результатов
1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).
Таблица 1
Группа | Количество баллов | Социальный возраст |
Девочки | 102—108 | |
96—101 | ||
89—95 | ||
82—88 | ||
75—81 | ||
70—76 | ||
63—69 | ||
56—62 | ||
49—36 |
46
Мальчики | 95—108 | |
88—94 | ||
81—87 | ||
74—80 | ||
67—73 | ||
62—66 | ||
57—61 | ||
50—56 | ||
43—36 |
2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:
СК=(СВ–ХВ)·0,1
где:
СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст
3. В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.
Таблица 2
№ № | Субшкала | Шифр субшкалы | Пункты | |||||
1. | Самостоятельность | С | ||||||
2. | Уверенность в себе | У | ||||||
3. | Отношение к своим обязанностям | Об | ||||||
4. | Развитие общения | О | ||||||
5. | Организованность, развитие произвольности | П | ||||||
6. | Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями | И |
4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.
47
Таблица 3
Субшкала | Девочки | Мальчики | ||
Баллы | Социальный возраст | Баллы | Социальный возраст | |
Самостоятельность | 15—18 | 9—11 | 17—18 | 9—10 |
13—14 | 12—13 | 15—16 | 11—12 | |
10—12 | 12—14 | 13—14 | ||
7—9 | 15—16 | 9—11 | ||
6—8 | 16—17 | |||
Уверенность в себе | 16—18 | 9—11 | 15—18 | 9—10 |
12—15 | 12—14 | |||
10—11 | ||||
8—10 | 14—15 | 7—9 | 13—14 | |
6—7 | 16—17 | 15—17 | ||
Отношение к своим обязанностям | 10—18 | 9—12 | 15—18 | 9—11 |
8—9 | 13—15 | 12—14 | 12—14 | |
6—7 | 16—17 | 8—11 | 15—16 | |
— | — | 6—7 | ||
Развитие общения | 17—18 | 13—18 | 9—10 | |
15—16 | 10—11 | 10—12 | 11—12 | |
12—14 | 12—13 | 7—9 | 13—15 | |
9—11 | 14—16 | 16—17 | ||
6—8 | — | — | ||
Организованность, развитие произвольности | 15—18 | 9—11 | 11—18 | 9—10 |
12—14 | 12—13 | 10—12 | 11—12 | |
9—11 | 14—15 | 7—9 | 13—14 | |
6—8 | 16—17 | 15—17 | ||
Интерес к социальной жизни | 17—18 | 9—10 | 14—18 | 9—11 |
15—16 | 9—13 | 12—14 | ||
10—14 | 12—13 | 6—8 | 15—17 | |
8—9 | 14—15 | — | — | |
6—7 | 16—17 | — | — |
48
5. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле:
СК=(СВ–ХВ)·0,1
где:
СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере
СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)
ХВ — хронологический возраст
Интерпретация результатов.
Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.
Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:
> 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
> 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.
> 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.
> 0—(–0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
> (–0,6)—(–0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.
> (–0,76)—(–1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.
Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствующую психолого-педагогическую программу.
49