Напряженно-концентричная группа

В структуре Я-воспринимаемого подростков преобладают личностные черты, соответствующие «властно-лидирующему», «прямолинейно-агрессивному», «покорно-застенчивому», «сотрудничающе-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам отношений. Подростков можно охарактеризовать, как уверенных в себе, стремящихся к сотрудничеству и дружелюбным отношениям, непосредственных, искренних, прямолинейных и настойчивых в достижении цели, ответственных и готовых к помощи окружающим, но в тоже время как скромных, застенчивых, склонных брать на себя чужие обязанности. Наряду с этим у подростков отмечаются состояния нервно-психической напряженности, превалирование отрицательной гаммы эмоций, сужение, а у некоторых, и отказ от контактов, чувство одиночества. В качестве актуальных проблем у подростков выступают:

● боязнь, что им могут помешать в достижении цели;

● потребность быть оцененным и уважаемым со стороны других – блокирование притязания на признание.

Для подростков характерна ориентация на свой внутренний мир – концентричность, неустойчивость личностного баланса, ситуационная реакция дезорганизации. В психологическом времени отмечается фиксация на психологическом прошлом - феномен дезактуализации настоящего.

В структуре Я-желаемого подростков идет увеличение показателей по «властно-лидирующему», «сотрудничающе-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам отношений. Наряду с этим отмечено снижение показателей по «прямолинейно-агрессивному» и «покорно-застенчивому» типам отношений. Таким образом, у подростков имеется тенденция к доминированию, повышенной откликаемости на средовые воздействия, зависимости самооценки от мнения значимых других, доброжелательности, готовности к помощи окружающим. В тоже время они считают, что искренность и непосредственность в сочетании со скромностью, застенчивостью и склонностью брать на себя чужие обязанности является препятствием для установления нормальных отношений. Подростки используют такие копинг-стратегии как: 1)поиск удовлетворения в чем-либо иллюзорном или бессмысленной деятельности, 2)напряженная, торопливая деятельность, 3)поиск общения, основанного на взаимном уважении. Если следствие этого не наступает разрешение противоречий, то у подростков развивается склонность к аутоагрессивному (суицидальному) поведению как форме компенсации и защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: