Отношения личности (в том числе к себе):
● оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
● философское (иногда ироничное) отношение к трудным ситуациям;
● уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
● терпимость, принятие других такими, какие они есть;
● чувство общности, чувство социальной принадлежности;
● удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
● достаточно высокая самооценка;
● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального).
Сознание личности:
●вера (в разных ее формах — вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели);
● экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и попедения;
● установка на то, что можешь распоряжаться сиоей жизнью;
● осознание социальной принадлежности к определенной группе.
|
|
Эмоции и чувства:
● доминирование стеничных позитивных эмоций;
● переживание успешности самореализации;
● эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.
Познание и опыт:
● понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
● рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений);
● адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов;
● структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
Поведение и деятельность:
● активность в поведении и деятельности;
● использование эффективных способов преодоления трудностей.
При наличии этих факторов (положительных полюсов качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение.
(Материал взят из книги Куликова Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004»).