Это хронический воспалительный процесс с развитием язвенно-некротических изменений слизистой кишки. Встречается в 1,2 на 100000 населения. Этиология изучена недостаточно. Важную роль имеют аллергия, нарушение иммунитета. Отмечается семейная предрасположенность к заболеванию.
Патогенез. Заболевание связано с сенсибилизацией пищевыми аллергенами, инфекцией, изменениями кишечной флоры. Реакция антиген-антитело приводит к развитию колита и изъязвлений. Инфекция присоединяется вторично. При НЯК стенка кишки отечна, гиперемирована, легко рвется. На слизистой появляется много эррозий, язв. Поверхность слизистой покрыта гнойным налетом, кровоточит. При гистологическом исследовании – атрофия слизистой, лейкоцитарная инфильтрация. Кишка может поражаться сегментарно или тотально.
Течение:
Острое (у 10%),
Хроническое (около 50%), рецедивирующее. Обострение заболевания обычно связано с нарушением диеты, стрессами, применением антибиотиков, слабительных, переутомлений и др. Во время ремиссий жалоб обычно нет, но стул обычно не оформлен
|
|
У 35-40% больных наблюдается – хроническая непрерывная форма.
Клиника. В период обострений: поносы с выделением крови, слизи, иногда гноя; сильные боли в животе, тенезмы, рвота, высокая температура. АД снижается, тахикардия. В крови – лейкоцитоз со сдвигом влево, снижение массы тела, нарушение водно-электролитного баланса, КЩР, витаминов. При ректороманоскопии и колоноскопии видны отечность, язвы, кровоточивость слизистой, гной.
Диф.диагноз с дизентерией (бактериологическое и серологическое исследование), проктитом, болезнью Крона.
Лечение. Консервативная терапия НЯК включает диету с преобладанием белков, ограничением углеводов, десенсибилизирующие средства, витамины, сульфаниламиды (этазол, фталазол, сульфасалазин, месалазин). Хороший эффект получен от применения кортикостероидов (гидрокортизон, преднизолон). Применяется сандостатин 0,1 мг 2-3 раза в сутки 6-7- дней подкожно. Положительный эффект отмечен от применения гемо(плазмо)-сорбции, УФО крови, экстаркорпоральной спленосорбции, гелийнеонового лазерного и внутрисосудистого облучения кишечника.
Показания к операции:
1. Токсическая дилатация толстой кишки,
2. Перфорация язвы,
3. Профузное кровотечение,
4. Малигнизация,
5. Неэффективность комплексной терапии.
Объем операции – колэктомия с анастомозом, при токсической дилатации – илео- или колостомия.
6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
6.1. В начале занятия преподаватель уделяет время организационным вопросам, отмечает в журнале присутствующих студентов, указывает на необходимость соблюдения учебной дисциплины, бережного отношения к имуществу кафедры; знакомит с общим планом практического занятия. Проводится мотивация, разъясняется важность темы для студентов, ее прикладное значение.
|
|
6.2. Студенты отвечают на вопросы контроля исходного уровня знаний по данной теме.
6.3. Далее преподаватель выясняет уровень подготовки к занятию каждого студента путем его опроса и оценки ответов по пятибальной системе.
6.4. В процессе обсуждения преподаватель выясняет сложные вопросы, требующие совместного разбора и уточнения.
6.5. Студенты переходят к практической части занятия (курация тематических больных, участие в операциях, разбор тематических историй болезней).
6.6. Проводится заключительный контроль знаний студентов устно или путем решения тестовых задач.
6.7. Выводится рейтинговая оценка.
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1. Введение (10мин)
Преподаватель характеризует значимость темы, знакомит слушателей с главными задачами, планом практического занятия.
2. Контроль исходного уровня знаний слушателей (30 мин)
3. Самостоятельная работа слушателей с больными
Закрепление знаний по основам изучаемой темы (60 мин)
Преподаватель разбирает сложные разделы темы с помощью опроса слушателей, коррекции ответов преподавателем с использованием таблиц, слайдов, наборов учебных рентгенограмм.
4. Клинический разбор тематических больных (200 мин). Студенты курируют больных с заболеваниями ободочной и прямой кишки, собирают анамнез, проводят объективное исследование, ставят предварительный диагноз, намечают план лабораторного и инструментальго исследования. В учебной комнате, получив от преподавателя данные лабораторного и инструментального рентгенологического обследования, студенты ставят окончательный диагноз и определяют необходимый план лечебных мероприятий..
РАБОТА В ПЕРЕВЯЗОЧНОЙ И ПРОЦЕДУРНОМ КАБИНЕТЕ. Преподаватель знакомит студентов с устройством анноскопа, ректороманоскопа, колоноскопа и основными техническим приемами выполнения данных исследований, обращает внимание на диагностические и лечебные возможности этого метода. Студенты осваивают основные технические приемы выполнения данных манипуляций..
ПРОСМОТР УЧЕБНЫХ НАБОРОВ РЕНТГЕНОГРАММ, ТОМОГРАММ. Слушатели под руководством преподавателя приобретают навыки определения признаков заболеваний ободочной и прямой кишки на учебных наборах рентгенограмм.
5. Итоговый контроль знаний (50 мин). Решение проблемных или ситуационных задач
6. Заключение(10 мин)
7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ: