Неспецифический язвенный колит (НЯК)

Это хронический воспалительный процесс с развитием язвенно-некротических изменений слизистой кишки. Встречается в 1,2 на 100000 населения. Этиология изучена недостаточно. Важную роль имеют аллергия, нарушение иммунитета. Отмечается семейная предрасположенность к заболеванию.

Патогенез. Заболевание связано с сенсибилизацией пищевыми аллергенами, инфекцией, изменениями кишечной флоры. Реакция антиген-антитело приводит к развитию колита и изъязвлений. Инфекция присоединяется вторично. При НЯК стенка кишки отечна, гиперемирована, легко рвется. На слизистой появляется много эррозий, язв. Поверхность слизистой покрыта гнойным налетом, кровоточит. При гистологическом исследовании – атрофия слизистой, лейкоцитарная инфильтрация. Кишка может поражаться сегментарно или тотально.

Течение:

Острое (у 10%),

Хроническое (около 50%), рецедивирующее. Обострение заболевания обычно связано с нарушением диеты, стрессами, применением антибиотиков, слабительных, переутомлений и др. Во время ремиссий жалоб обычно нет, но стул обычно не оформлен

У 35-40% больных наблюдается – хроническая непрерывная форма.

Клиника. В период обострений: поносы с выделением крови, слизи, иногда гноя; сильные боли в животе, тенезмы, рвота, высокая температура. АД снижается, тахикардия. В крови – лейкоцитоз со сдвигом влево, снижение массы тела, нарушение водно-электролитного баланса, КЩР, витаминов. При ректороманоскопии и колоноскопии видны отечность, язвы, кровоточивость слизистой, гной.

Диф.диагноз с дизентерией (бактериологическое и серологическое исследование), проктитом, болезнью Крона.

Лечение. Консервативная терапия НЯК включает диету с преобладанием белков, ограничением углеводов, десенсибилизирующие средства, витамины, сульфаниламиды (этазол, фталазол, сульфасалазин, месалазин). Хороший эффект получен от применения кортикостероидов (гидрокортизон, преднизолон). Применяется сандостатин 0,1 мг 2-3 раза в сутки 6-7- дней подкожно. Положительный эффект отмечен от применения гемо(плазмо)-сорбции, УФО крови, экстаркорпоральной спленосорбции, гелийнеонового лазерного и внутрисосудистого облучения кишечника.

Показания к операции:

1. Токсическая дилатация толстой кишки,

2. Перфорация язвы,

3. Профузное кровотечение,

4. Малигнизация,

5. Неэффективность комплексной терапии.

Объем операции – колэктомия с анастомозом, при токсической дилатации – илео- или колостомия.

6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

6.1. В начале занятия преподаватель уделяет время организационным вопросам, отмечает в журнале присутствующих студентов, указывает на необходимость соблюдения учебной дисциплины, бережного отношения к имуществу кафедры; знакомит с общим планом практического занятия. Проводится мотивация, разъясняется важность темы для студентов, ее прикладное значение.

6.2. Студенты отвечают на вопросы контроля исходного уровня знаний по данной теме.

6.3. Далее преподаватель выясняет уровень подготовки к занятию каждого студента путем его опроса и оценки ответов по пятибальной системе.

6.4. В процессе обсуждения преподаватель выясняет сложные вопросы, требующие совместного разбора и уточнения.

6.5. Студенты переходят к практической части занятия (курация тематических больных, участие в операциях, разбор тематических историй болезней).

6.6. Проводится заключительный контроль знаний студентов устно или путем решения тестовых задач.

6.7. Выводится рейтинговая оценка.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Введение (10мин)

Преподаватель характеризует значимость темы, знакомит слушателей с главными задачами, планом практического занятия.

2. Контроль исходного уровня знаний слушателей (30 мин)

3. Самостоятельная работа слушателей с больными

Закрепление знаний по основам изучаемой темы (60 мин)

Преподаватель разбирает сложные разделы темы с помощью опроса слушателей, коррекции ответов преподавателем с использованием таблиц, слайдов, наборов учебных рентгенограмм.

4. Клинический разбор тематических больных (200 мин). Студенты курируют больных с заболеваниями ободочной и прямой кишки, собирают анамнез, проводят объективное исследование, ставят предварительный диагноз, намечают план лабораторного и инструментальго исследования. В учебной комнате, получив от преподавателя данные лабораторного и инструментального рентгенологического обследования, студенты ставят окончательный диагноз и определяют необходимый план лечебных мероприятий..

РАБОТА В ПЕРЕВЯЗОЧНОЙ И ПРОЦЕДУРНОМ КАБИНЕТЕ. Преподаватель знакомит студентов с устройством анноскопа, ректороманоскопа, колоноскопа и основными техническим приемами выполнения данных исследований, обращает внимание на диагностические и лечебные возможности этого метода. Студенты осваивают основные технические приемы выполнения данных манипуляций..

ПРОСМОТР УЧЕБНЫХ НАБОРОВ РЕНТГЕНОГРАММ, ТОМОГРАММ. Слушатели под руководством преподавателя приобретают навыки определения признаков заболеваний ободочной и прямой кишки на учебных наборах рентгенограмм.

5. Итоговый контроль знаний (50 мин). Решение проблемных или ситуационных задач

6. Заключение(10 мин)

7. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: