При этой форме речевого недоразвития преобладает недоразвитие экспрессивной речи. Следует также учитывать особенности ее формирования. Произнесение первых слов резко запаздывает (2—3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5—6 лет. Все стороны речи (произносительная, лексическая и грамматическая) оказываются грубо нарушенными. Но наряду с этим даже дошкольники любознательны, интересуются происходящим вокруг, сами пытаются занять себя. Они способны к простейшим обобщениям, справляются со многими невербальными заданиями. Все же их развитие по сравнению с нормой запаздывает, что и осложняет их отграничение от детей с умственной отсталостью. Их отличают живость, любознательность, умение использовать помощь, переживание речевого дефекта, дифференцированное отношение к окружающим, не безразличное отношение к оценкам их поведения. Для них характерна также большая разница при выполнении вербальных и невербальных заданий. Отсутствует диспластичность телосложения. Речевые же расстройства умственно отсталых детей более тесно связаны с интеллектуальным уровнем и не препятствуют речевому общению.
У детей младшего школьного возраста с алалией экспрессивная речь развита хуже, чем речь импрессивная. Нет беглости переключения от слова к слову, от фразы к фразе, не автоматизированы чтение и письмо. У старших детей могут оставаться дефекты фонетической, лексической и грамматической сторон речи, проявляющиеся при чтении и письме.
Структура интеллектуального дефекта при моторной алалии мозаична; нарушены темп, направленность и переключаемость психических процессов, больше страдают активность, произвольность и избирательность мышления. Нередко имеют место расстройства ориентировки во времени и пространстве, апраксия и агнозия (Ковалев В. В., Кириченко Е. И., 1970).
Характерны выраженные проявления детскости интересов и поведения, малоцеленаправленная, лишенная инициативы суетливость, эйфорически окрашенное беспокойство, отсутствие эмоционального накала и подлинной силы инстинктов, неустойчивость и повышенная истощаемость внимания (Мнухин С. С, 1972).