Состояние здоровья детей

Под здоровьем понимают не только отсутствие у ребенка заболеваний или каких - либо отклонений, но и высокий уровень функций различных органов и систем. Всемирной Организацией Здравоохранения дано следующее определение: «Здоровье- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определением: «Здоровье - это состояние организма человека, при котором функции его органов и систем уравновешены с окружающей средой и какие - либо болезненные явления отсутствуют». Это определение характеризует также и степень приспособленности организма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Для оценки здоровья подрастающего поколения приняты следующие показатели: заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, количество часто болеющих, патологическая пораженностъ.

Заболеваемость по обращаемости определяется путем учета всех случаев заболеваемости за год на 100 обслуживаемых детей и подростков.

Индекс здоровья -отношение числа лиц, совершенно не болевших за год, к числу обследованных (в процентах).

Количество часто болеющих в течение года - отношение соответствующего числа детей к числу всех обследованных детей (в процентах). При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Патологическая пораженностъ (болезненность) - число всех заболеваний и функциональных отклонений на 100 обследованных детей и подростков. Патологическая пораженность выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.

Вместе с тем, одноразовые и даже углубленные исследования состояния здоровья не дают точных сведений, так как определяют состояние здоровья ребенка только в определенный момент его жизни. Наблюдение за состоянием здоровья в динамике позволяет судить о процессе роста и развития, устанавливает преимущественное влияние тех или иных факторов на здоровье и развитие ребенка. Эффективность диагностики повышается при использовании специальных диагностических методов или скрининг-тестов. Суть скрининг-тестов заключается в том, что с помощью специальных тестов или процедур, анкетирования или опроса выявляются лица с морфофункциональными отклонениями от нормы. В скрининговую программу входят определение остроты зрения с помощью таблиц Головина - Сивцева, диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии, выявление при анкетировании и опросе субъективных признаков психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических заболеваний.

Для оценки состояния здоровья детей и подростков приняты 4 критерия:

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

2. Нормальный уровень функционирования основных систем организма

3. Соответствующий его возрасту уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности

4. Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, отсутствие наклонности к заболеваниям.

Соответственно этим критериям выделены следующие группы здоровья:

I группа - Здоровые, редко болеющие, дети, не имеющие хронические заболевания, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием. (дети здоровые, без функциональных и морфологических отклонений)

II группа - Здоровые дети, но имеющие функциональные, морфологические, психические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. К этой группе относятся часто болеющие острыми заболеваниями (4 раза в год и более), или длительно болеющие (более 25 дней по одному заболеванию), с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы (наклонность к повышению или понижению артериального давления), с аденоидами I и II степени, гипертрофией миндалин, миопией слабой степени, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, сколиозом 2 степени, нарушением осанки, плоскостопием.

III группа - Дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма, что не затрудняет приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, ревматизм, анемия, бронхиальная астма, компенсированные пороки сердца.).

IV группа - Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затрудняющими учебную и трудовую деятельность.

V группа - Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно - профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в I группу здоровья, организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких - либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в плановые сроки проводит их профилактический осмотр.

Дети и подростки, составляющие II группу здоровья, нуждаются в особом внимании со стороны медицинских работников как группа риска по формированию хронической патологии; в периодическом медицинском контроле; проведении комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на повышение неспецифической резистентности организма (занятие физкультурой, закаливание, рациональный режим дня).

Дети и подростки, входящие в III, IV и V группы здоровья, должны находиться под диспансерным наблюдением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: