Исторические, философские, политические истоки романтизма начала XIX в. Возникновение термина, постепенное наполнение его содержанием. Определение романтизма. Периодизация.
Основные тенденции развития немецкого романтизма. Ранний романтизм и йенский кружок романтиков: Новалис: основные жанры. Философия и эстетика, фрагмент и жанр, «Ученики в Саисе» - взаимосвязь явлений, цель познания. «Генрих фон Офтердинген» (жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип познания, образ «голубого цветка», символика, романтическая ирония). Ф. Шлегель: концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. «Люцинда» как воплощение эстетических и философских идей автора. Л.Тик: идеализация средневековья. «Странствия Франца Штернбальда» как отражение эстетических концепций автора. «Белокурый Экберт» - идея единства мироздания, проблема рока, романтическая ирония, роль фантастики. В.Г. Ваккенродер: иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. Ф. Гельдерлин: философские, эстетические и этические концепции, связь с Гегелем, искусством 18 века и античностью. Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. Гейдельбергский кружок романтиков: Г. фон Клейст (тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви, конфликты трагедий «Семейство Проффенштейн», «Пентиселея» и новелл «Землетрясение в Чили», «Найденыш». Изображение обыденности в «Разбитом кувшине»), А. фон Арним (вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь «Изабеллы Египетской» с народной сказкой, изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским периодом), К. Брентано (власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль», социальный мотив в рассказе), А. фон Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля» - нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке). Поздний романтизм. Э.Т.А. Горфман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония («Кавалер Глюк», «Золотой горшок», «Дон Жуан» и др.). Эволюция мировоззрения и творческого метода.
Английский романтизм. Исторические и культурные условия появления. Периодизация
Творчество У. Блейка - предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифология, особое восприятие демонизма. " Озерная школа ": У. Вордсворт: концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, народные типы в лирических балладах; С.Т. Кольридж: первичное и вторичное воображение, «Старый моряк» - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, неосознанные действия человека, тайные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. «Кристабель» - мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. «Кубла Хан» - живописность, тема дьявола; Р. Саути: развитие тенденций народной баллады в поэмах, христианская проблематика поэм, демоническое как безнравственное; творчество Д. Китса: концепция личности поэта и творчества («Гомер», письма). «Ода греческой вазе» - соотношение искусства и действительности, проблема правды и красоты. «Ода соловью» - романтическое томление, тема смерти, реальное и ирреальное. Творчество П.Б.Шелли: лирика; своеобразие поэтической формы и становление эстетических взглядов; бунтарская поэзия Шелли – «Королева Маб», проблема романтического героя в «Освобожденном Прометее»; социальные идеи в поэзии Шелли, философско-эстетическая основа трагедии «Ченчи». Дж.Г.Байрон: формирование мировоззрения, периодизация творчества, лирика, «байронический герой», его особенности и своеобразие, Байрон в Англии и России. В.Скотт: лирика, связь баллад с народным творчеством; специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общеста. История и современность. Концепция личности в романах В.Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов Скотта с готтическим романом.
Французский романтизм. Философские и социальные истоки. Периодизация. Ранний французский романтизм: Ф.Р. Шатобриан (психологическая новелла «Рене»), Ж. де Сталь («Коринна» - зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувств, тема женской эмансипации), Б. Констан («Адольф»). Творчество А. де Ламартина: лирика, особенности образной системы, тема поэта и поэзии; и А. де Виньи: исторический роман «Сен Мар», трагическое мироощущение поэзии – «Смерть волка». Поздний французский романтизм: психологический и социальный роман Ж. Санд, «Исповедь сына века» А. де Мюссе. Творчество В.Гюго. Предисловие к драме «Кромвель» - манифест прогрессивного романтизма. Битва за романтизм на французской сцене («Эрнани»). Романное творчество писателя. Специфика историзма романа В.Гюго. "Собор Парижской Богоматери". Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные», человек и природа в романе «Труженики моря». Лирика. Экзотизм и политические мотивы. Гюго в России.
Датский романтизм. Национальная литературная традиция – основа романтизма в Дании. Воздействие немецкого и английского романтизма. Становление национальной формы литературной сказки в творчестве Х.К.Андерсена. Философское содержание и фантастика в произведениях. Мировое значение творчества Андерсена.
Славянские литературы. А. Мицкевич - основоположник польского романтизма. Венгерский романтизм. Творчество Ш. Петефи - вершина венгерской поэзии. Тема поэта, революции, человеческих страданий в лирике Петефи. Фольклорные мотивы. Художественное мастерство поэта.
Американский романтизм. Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Хронологические границы американского романтизма. Периодизация. В. Ирвинг - представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. Дж. Ф. Купер Вклад писателя в создание американского романа. Г.У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. Э.По. Особенности мировоззрения, эстетические концепция писателя. Поэтическое новаторство. Новеллистическое искусство.