В Гражданском кодексе РВ предпринимательство характеризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнительным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.
По сравнению с крупным бизнесом малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет ряд преимуществ, в числе которых мобильность, гибкая реакция на трансформацию и перепады рынка, изменения потребительских предпочтений, насыщение рынка востребованными товарами и услугами, быстрая окупаемость затрат и, как итог, — активизация структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма.
|
|
Предпринимательство может быть как частным, так и государственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной организационной формой данного юридического лица является предприятие — либо полностью государственное, либо со значительной долей государственного участия (в капитале и управлении).
Эффективность государственного предпринимательства в современных условиях зависит от:
• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;
• снижения издержек производства и расходов на управление;
• усиления ответственности руководителей унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;
|
|
• обеспечения государственных инвестиционных проектов по обновлению и расширению производства.
Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
Вместе с тем переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной формы собственности и развитием частного предпринимательства.
Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства.
В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство выступает в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
К субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
• в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
• в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
• в других отраслях производственной сферы, в общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
• в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
Развитие малого бизнеса способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни, а также позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности.
С середины 1990-х гг. в стране последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса: приняты законы о предпринимательство и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства»; реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы; правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 годы; созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. Сложилась определенная инфраструктура поддержки: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры, общества взаимного кредитования.
Становление малого предпринимательства в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные; ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цеп на сырье, материалы и комплектующие.
|
|
За последние годы приняты несколько законодательных актов в поддержку предпринимательства. Основными из них являются Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в которых предусмотрены финансовая, имущественная, информационная и иные (например, содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства) формы поддержки МСП. В развитие положений названных документов принято постановление Правительства от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В нем утверждены положения о центрах поддержки предпринимательства, об инкубаторах малого предпринимательства, об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей, об обществах взаимного кредитования субъектов МСП.
Разработка правового обеспечения в данной сфере осуществляется в соответствии с республиканской, отраслевыми и региональными программами. Предусматривается решение ряда важнейших задач, в числе которых: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий его поддержки; создание рабочих мест; обеспечение импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через соответствующие инфраструктуры.
Общие подходы к регулированию ведения бизнеса закреплены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
В общем количестве субъектов малого предпринимательства в 2012 г. около 95 % составляют организации частной формы собственности. На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не меняется. По итогам 2012 г., в торговле и общественном питании занято 40,9 %, в промышленности — 19,9, строительстве — 10,7, на транспорте — 8,1, в сельском хозяйстве — 3,3, в остальных отраслях — 17,1 % субъектов малого предпринимательства — юридических лиц.
|
|
Большая часть субъектов малого предпринимательства (38,2 %) сконцентрирована в Минске; 16,6 — в Минской, 10,4 — Брестской, 9,6 — Гомельской, 8,8 — Витебской, 8,3 — Гродненской, 8,1 — Могилевской области.
Удельный вес малых и средних предприятий в основных экономических показателях Республики Беларусь (в % к общереспубликанскому итогу)
Показатели | Годы | |||
Валовой внутренний продукт – всего | 18,8 | 19,8 | 21,2 | 23,6 |
Выпуск товаров и услуг | ||||
Объем производства продукции (работ, услуг) | 20,0 | 20,0 | 22,2 | 22,7 |
Объем промышленного производства | 14,8 | 15,4 | 17,5 | 19,4 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг | 37,7 | 37,2 | 39,5 | 37,7 |
Розничный товарооборот | 41,9 | 40,9 | 37,6 | 34,5 |
Инвестиции в основной капитал | 38,0 | 39,7 | 36,0 | 37,9 |
Объем внешней торговли товарами | 35,4 | 39,7 | 38,2 | 38,0 |
Экспорт товаров | 37,9 | 42,9 | 46,1 | 41,3 |
По видам экономической деятельности распределение организаций малого и среднего бизнеса отражено ниже.
Распределение количества организаций по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)
Виды экономической деятельности | Годы | ||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 3,9 | 4,2 | 4,0 |
Обрабатывающая промышленность | 15,6 | 15,7 | 15,5 |
Строительство | 9,1 | 9,5 | 9,4 |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования | 41,9 | 40,5 | 40,3 |
Транспорт и связь | 9,2 | 9,1 | 9,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг потребителям | 11,6 | 12,2 | 12,5 |
Прочие виды деятельности | 8,7 | 8,8 | 8,8 |
Для активизации малого бизнеса необходимо:
• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;
• повышение эффективности системы государственной поддержки;
• упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов;
• упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;
• дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационные центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участии государства;
• создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а так же к научно-техническим разработкам и технологиям;
• расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
• стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности и малых городских поселениях.
К приоритетным направлениям развития предпринимательства отнесены производственная деятельность в промышленности, научно-инновационная деятельность, внедрение новых технологий, экспорт товаров и услуг, развитие импортозамещающих производств.
Целью государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь является формирование условий для его устойчивого планомерного развития, обеспечивающих:
• повышение темпов роста МСП, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, повышение эффективности национальной экономики;
• рост социальной эффективности в результате вовлечения в предпринимательскую деятельность широких слоев населения, создания новых рабочих мест, в том числе для незащищенных членов общества, увеличения доходов, в частности путем вовлечения безработных в собственный бизнес;
• усиление роли МСП в качестве конкурента предприятиям-монополистам путем ликвидации необоснованных препятствий для предпринимательских структур при создании новых предприятий;
• разработка в регионах, малых и средних городах, где пре-обладают отрасли легкой и пищевой промышленности, специальных программ поддержки МСП, содержащих меры защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, поступающей из-за рубежа;
• смена целевых ориентиров в отраслевом разрезе, предусматривающая по мере снижения инфляционного фона, проведения структурных экономических преобразований реализацию предпосылок к росту производственной активности малых предприятий, перетеканию капитала, накопленного в сфере торговли, в развитие производственного потенциала, освоению ресурсосберегающих и наукоемких технологий, созданию благоприятного климата для стратегических инвестиций.
Несомненно, раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан будет способствовать формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни населения.