Лодки с баллистическими ракетами

В апреле 1976 года в США на воду сходит головная ракетная лодка нового поколения «Огайо» (16700/18700 т, длина – 170 м, 28/30 узлов, четыре торпедных аппарата и 24 ракеты «Трайдент»). Всего заказано 20 субмарин такого типа, но в строй вошли «только» 17.

Л.8. Ракетные шахты ПЛАРБ типа «Огайо».

Вначале лодки оснащались тяжелыми ракетами «Трайдент C-4», но, начиная с «Джорджии», на них стали ставить более мощные ракеты «Трайдент D-5». При их создании были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения в таких вопросах, как оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей.

Л.9. Рис. Американская ПЛАБ «Огайо». Водоизмещение – 16 700/18 700 т, длина – 170 м, скорость – 25 узлов, глубина погружения 360 м, экипаж 157 чел. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата и 24 ракеты «Трайдент».

Л.10, л.11.

Прочный корпус лодки выполнен из стали марки НУ-100. Он разделен на четыре отсека: четырехпалубный отсек управления и жилых помещений, ракетный, реакторный и турбинный. Сверху корпуса выполнена настройка длиной 114 м, шириной по палубе около 5,5 м и высотой 2 м. Носовые горизонтальные рули расположены в передней части ограждения рубки и имеют размах около 13 м. В корме лодки установлены горизонтальные рули, снабженные стабилизаторами. Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями. Такая конструкция обеспечивает низкий уровень шума на скоростях патрулирования.

На лодке установили водо-водяной реактор типа S8G, обеспечивавший работу двух турбин мощностью на валу 35 000 л.с. Кроме них установлены два турбогенератора по 4000 кВт, дизель-генератор мощностью 1400 кВт и гребной электродвигатель мощностью 450 л.с. Скорость подводного хода составила 25 узлов.

Л.12, л.13, л.14.

На верхней палубе первого отсека расположены: навигационный центр, главный командный центр, радиоцентр, посты гидроаккустиков. На второй палубе размещены: аппаратура и боевые посты системы управления ракетной стрельбой Mk 98, помещения вычислительных машин и управления лодкой. Третья палуба отдана под жилые помещения команды. На нижней палубе, в передней части корпуса лодки расположен торпедный отсек, где установлены четыре торпедных аппарата и храниться запас торпед.

Л.15., л.16, л.17.

«Огайо» отличается от своих предшественниц большей энерговооруженностью, увеличенной скоростью патрулирования (максимальной малошумной скоростью хода), более совершенными бортовыми системами и комплексами. За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств с протяженной буксируемой и конформной антеннами и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличена более чем в два раза.

Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало больших затрат. Стоимость ПЛАРБ типа «Огайо» составила 1,3–1,5 млрд. долларов, что более чем десятикратно превысило закупочную стоимость предшествующих ракетоносцев класса «Лафайет». До настоящего времени «Огайо» удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет – 24 единицы и является самой совершенной в классе атомных подводных ракетных лодок с баллистическими ракетами.

Л.18, л.19, л.20.

В 2004 году американская корпорация «General Dynamics» выиграла тендер ВМС США на модернизацию ПЛАРБ «Oгайо», которая из стратегического корабля, вооруженного баллистическими ракетами, превратится в тактическую лодку для поддержки и обеспечения специальных операций. Новая лодка будет вооружена 154 крылатыми ракетами «Томагавк» и сможет перевозить до шестидесяти десантников со снаряжением.

SSBN-726 Ohio 1981/2023

SSBN-727 Michigan 1982/2024

SSBN-728 Florida 1983/2025

SSBN-729 Georgia 1984/2026

SSBN-730 Henry M. Jackson 1984/2026

SSBN-731 Alabama 1985/2027

SSBN-732 Alaska 1986/2028

SSBN-733 Nevada 1986/2028

SSBN-734 Tennessee 1988/2030

SSBN-735 Pennsylvania 1989/2031

SSBN-736 West Virginia 1990/2032

SSBN-737 Kentucky 1991/2033

SSBN-738 Maryland 1992/2034

SSBN-739 Nebraska 1993/2035

SSBN-740 Rhode Island 1994/2036

SSBN-741 Maine 1995/2037

SSBN-742 Wyoming 1996/2038

SSBN-743 Louisiana 1997/2039

Высокие боевые характеристики ракеты «Трайдент D-5» заинтересовали правительство Великобритании, перед которым стояла проблема замены устаревших и порядком поизносившихся ракетоносцев типа «Резолюшен». После консультаций с американской стороной в 1980 году правительством М. Тетчер было принято решение о том, что дальнейшее совершенствование ракетно-ядерных сил будет осуществляться на базе ракетной системы «Трайдент-2».

Л.21. Британские субмарины типа «Резолюшн» по своим характеристикам не могли быть переоборудованы под ракеты «Трайдент-2». Надводное водоизмещение 7500 т, подводное 8400 т; длина 129,5 м, ширина 10,1 м, осадка 9,1 м; мак­симальная надводная скорость хода 20 уз, подводная 25 уз; вооружение — 16 пусковых шахт баллистических ракет «Поларис-АЗ», шесть 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж 143 человека, в том числе 13 офицеров.

Так как субмарины типа «Резолюшн» по своим характеристикам не могли быть переоборудованы под «Трайдент-2» D5, англичанам пришлось заняться разработкой и строительством ракетоносца нового проекта, получившего название «Вэнгард». В отличие от «Огайо» он должен был иметь меньшие размеры и вооружаться только 16 баллистическими ракетами, оснащенными разделяющейся головной частью с восемью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью по 300 кт каждый.

Л.22. Рис. Британская подводная лодка типа «Вэнгард». Водоизмещение подводное 15 900 т, длина 149,9 м. ширина 12,8 м, мак­симальна подводная скорость хода 25 узлов, экипаж 135 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533-мм; баллистические ракеты – 16 «Трайдент-2» D-5 (модификация)

В сентябре 1986 года была заложена первая лодка нового типа – «Вэнгард» (13 350/15 900 т, длина – 149 м, 25 узлов, четыре торпедных аппарата и 16 ракет). В 1990 году она была спущена на воду. Благодаря существенно большей дальности действия ракет у этой лодки шире возможности для выбора районов патрулирования, что уменьшает шансы ее обнаружения. В настоящее время на вооружении британского флота стоят четыре атомных подводных лодки типа Vanguard с баллистическими ракетами Trident. Другими типами ядерного оружия Лондон не располагает. Всего у Великобритании имеется 58 ракет Trident II D-5 и около 200 ядерных боеголовок, которые в перспективе также планируется заменить модернизированными образцами. Одна из подлодок с 16 ракетами и 48 боеголовками постоянно патрулирует морские просторы.

Л.23. В сентябре 1986 года в Великобритании была заложена первая лодка нового типа – «Вэнгард».

Л.24, л.25.

В конструкцию нового ракетоносца английские кораблестроители внедрили все самые передовые разработки в области подводного кораблестроения. За счет широкого применения ряда конструктивных и технологических решений, удалось достичь лучших виброакустических характеристик работающих устройств и механизмов. Лодка имеет эффективные противогидролокационные и звукоизолирующие покрытия. Снижена шумность главной энергетической установки. Современное электронное и акустическое оборудование в сочетании с новейшим вооружением позволяет лодке успешно уходить, а в случае необходимости и поражать противника. Значительно улучшились условия работы и отдыха экипажа.

На лодке установлен один ядерный реактор PWR-2, обеспечивающий работу турбин мощностью 27 500 л. с. Несмотря на большие массо-габаритные показатели, удалось обеспечить скорость полного подводного хода до 25 узлов. Режим работы энергетической установки выбран с учетом обеспечения длительного патрулирования на скоростях около пяти узлов.

Л.26, л.27, л.28

В ракетном отсеке установлены 16 пусковых шахт Mk14, обеспечивающих хранение, защиту от перегрузок и вредных воздействий окружающей среды, техническое обслуживание, подготовку и старт ракет «Трайдент-2» D-5. Все они являются частью прочного корпуса лодки. Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Сверху он закрыт куполообразной мембранной, предохраняющей шахту от попадания забортной воды при открывании крышки. Температурно-влажностный режим шахт постоянно контролируется системой датчиков. В случае необходимости может быть задействована подсистема аварийного водяного охлаждения БРПЛ.

Ракеты «Трайдент-2» D-5 на «Вэнгард» несколько отличаются от установленных на американских лодках. Они почти на 50 см длиннее и могут нести восемь боевых блоков британской разработки мощностью по 150 кт каждый. В остальном же их тактико-технические характеристики аналогичны.

S.28 Vanguard построен/спущен в 1993 г.

S.29 Victorious построен/спущен в 1995 г.

S.30 Vigilant построен/спущен в 1998 г.

S.31 Vengeance построен/спущен в 1999 г.

Атомные подводные лодки нового поколения, которые придут на смену субмаринам класса Vanguard ВМС Великобритании, будут нести не по 16, а по 12 ракет. Великобритания анонсировала планы по модернизации ядерного флота в 2006 году. Первые атомные субмарины такого типа должны войти в состав ВМС в 2024 году. Точное название класса пока неизвестно, но в печати нередко употребляется слово Successor ("Преемник"). Над концепцией подлодок работают военные, а также ряд оборонных компаний, включая BAE Systems Submarine Solutions, Babcock Marine и Rolls-Royce. Этот этап их создания должен завершиться к сентябрю 2009 года.

Рис. Французская АПЛ типа Le Redoutabl. Водоизмещение: надводное 8087 т, подводное 8913 т. Длина: 128.7 м. Ширина: 10.6 м. Осадка: 10 м. Скорость: до 25 узлов (подводная). Глубина погружения: 250 м. Экипаж: 128 человек (15 офицеров). Вооружение: 16 МБР M4, 4 533-мм ТА (18 ракет Exocet и торпед).

В начале 1960-х годов Франция приступила к реализации программы создания национальных ядерных сил, известных под названием "силы сдерживания". Они должны были состоять из 62 самолетов Mirage IV – носителей атомных бомб, 25-27 твердотопливных баллистических ракет средней дальности SSBS, размещенных в подземных пусковых установках, и 4-6 атомных подводных лодок-ракетоносцев, вооруженных 16 баллистическими ракетами средней дальности. Подпрограмма создания подводных лодок-ракетоносцев была утверждена в 1960 г. В соответствии с этой программой 30 марта 1964 г. на военно-морской верфи в Шербуре была заложена головная ПЛАРБ Q252 Le Redoutable, ввод в строй которой состоялся в декабре 1971 г. с заменой проектного номера Q252 на бортовой номер S611. Для вооружения ПЛАРБ типа Le Redoutable во Франции на различных этапах были разработаны и выпускались баллистические ракеты морского базирования M1, М2, М20 и М4.

В период с 1973 по 1985 г. в состав французского флота вошли еще 5 ПЛАРБ типа Le Redoutable.

S611 Le Redoutable (списана)

S612 Le Terrible (списана)

S610 Le Foudroyant (списана)

S613 L'Indomptable (списана)

S614 Le Tonnant (списана)

S615 L'Inflexible (списана)

В начале 1990-х годов Франции начала строительство ПЛАРБ нового поколения типа «Триумфан». Данная серия создается под ракету M45, являющуюся модификацией M4. Хотя «Триумфан» («Торжествующий») практически является аналогом английского «Вэнгард» и американского «Огайо», но вследствие своей относительной молодости имеет ряд технических преимуществ. Он относится к программе SNLE-NA («ПЛАРБ – нового поколения»), согласно которой шесть современных ракетоносцев должны были прийти на замену всем старым субмаринам такого же назначения, но по финансовым соображениям программа была сокращена до строительства всего четырех.

Л.30. Рис. Французская ПЛАБ «Триумфан». Водоизмещение 14 335 т, длина 138 м, ширина 12 м, скорость 25 узлов, экипаж 60 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533 мм; противокорабельные комплексы «Экзосет»; баллистические ракеты – 16 M45

Л.31., л.32.

Проектированием ПЛАРБ класса «Триумфан», впрочем, как и других действующих субмарин, занималось государственное конструкторское бюро «Direction des Constructions Navales», а строительство происходило на судоверфи Cherbourg, расположенной в городе Брест. Франция – единственная из западных стран, в которой процесс создания подводной лодки полностью происходит под государственным контролем.

Подводные лодки с баллистическими ракетами на борту всегда отличались довольно крупными размерами. Так и ПЛАРБ класса «Триумфан» самые большие лодки во французском флоте. При длине 138 метров водоизмещение в погруженном состоянии составляет 14 335 тонн. Согласно программе SNLE-NA планировалось, что длина пятой и шестой субмарины составит 170 метров, но, как уже отмечалось, заказа на них еще не поступало. Сердцем лодки является атомная турбоэлектрическая система, в основе которой находится реактор PWR Type К15, вырабатывающий 150 МВт энергии. Второй основной силовой установкой служит дизель-электрический двигатель мощностью 30,5 МВт. В качестве вспомогательных двигателей предназначены два электродизеля 8 PA4 V 200 SM (900 кВт) от компании «SEMT-Pielstick». Вся энергия передается на один водометный движитель. Таким образом, максимальная скорость на поверхности достигает двадцати узлов, а под водой – 25 узлов. Команда одной лодки состоит из двух экипажей по шестьдесят человек. Длительность одного похода может превышать два месяца.

Л.33, л.34, л.35

В перспективе планируется постановка на эти лодки ракеты М5/TN75, которая должна будет обладать высокой точностью стрельбы и дальностью полета не менее 5000 км. Она должна будет нести разделяющуюся головную часть с новейшими ядерными боезарядами, отработка которых началась во второй половине 1995 года.

Л.36, л.37.

Закладка головного подводного крейсера прошла в июне 1989 года, и на его создание понадобилось целых четыре года. «Триумфан» обошелся в десять миллиардов франков и был принят в ряды французских ВМС только в марте 1997 года. Строительство второй лодки данного класса «Темерари («Отважный»)» заняло два года, а с декабря 1999 года она входит в состав действующего флота. С вводом в строй в 2002 году третьей лодки серии из боевого состава флота были исключены все 5 ПЛАБ типа «Редутабль».

S616 «Триумфан» («Торжествующий») построен/спущен в 1997 г.

S617 «Темерари» («Отважный») построен/спущен в 1999 г.

S618 «Вигилант» («Бдительный») построен/спущен в 2001 г.

S619 «Терибл» построен/спущен в 2009 г.

Первая китайская ракетная атомная лодка специальной постройки была заложена в 1978 году в Хулудао. В апреле 1981 года она была спущена на воду и получила название «Чанг Ченг» (CHANG ZHENG) тип 092 «Ся». После всесторонних испытаний лишь в 1987 году она была включена в боевой состав флота. По своей компоновке и внешнему виду китайская субмарина сильно напоминает советские ракетные лодки проекта 667Б «Мурена». Она оснащена БР подводного старта средней дальности «Цзюйлан-1». Подводной лодке «Ся» после принятия в строй ВМС КНР был присвоен индивидуальный бортовой номер 406.

Л. 38. Рис. Китайская ПЛАБ типа «Ся». Водоизмещение 8128 т, длина 120 м., ширина 10 м, скорость 22 узла. Глубина погружения 300 м, экипаж 140 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6х533 мм; баллистические ракеты – 12 «Цзюйлан-1» (Julang-1).

Л.39. л. 40,.

По своим тактико-техническим характеристикам «Ся» близка к американской субмарине «Дж. Вашингтон». Но китайский ракетоносец несет только 12 ракет и был построен почти на 30 лет позже, когда лодки с такими характеристиками уже безнадежно морально устарели. В конструкции китайского ракетоносца заметна ориентация на проекты первых французских ПЛАРБ, что видно по обводам корпуса, энергетической установке, использованному движителю, расположению систем оружия. Это не случай, а результат сотрудничества кораблестроительных фирм двух стран.

л.41, л.42,

Постройка этой подлодки (с французской помощью), а равно и доработка ракет стоили китайцам очень больших усилий, приведших, в общем, к весьма скромному результату. Сама ПЛАРБ из-за разного рода неполадок на борту большей частью простаивает в базе, а ее ракетное оружие соответствует по техническому уровню американским БРПЛ «Поларис А-1» образца 1959 года. Из-за незначительной дальности стрельбы ракет – 1700 км (что даже меньше, чем у первых «Поларисов») – этот китайский стратегический атомный подводный ракетоносец представляет угрозу только для сопредельных КНР стран.

Л.43

Несмотря на то, что по уровню технологического исполнения и тактико-техническим элементам ПЛАРБ данного типа уступает аналогичным лодкам стран «ядерного клуба», ее ввод в строй ознаменовал создание морского компонента триады стратегических ядерных сил Китая, а ее развертывание в Желтом и Восточно-Китайском морях значительно повышает китайский военный потенциал в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Л.44, л.45, л.46.

Подлодки класса «Цзинь» разрабатывались в Китае для замены устаревших и сравнительно ненадёжных подводных стратегических ракетоносцев класса 092 «Ся», Строительство головного корабля было начато в 1999 году, окончание строительства всей серии планируется к 2010 году. В 2004 году, как утверждают некоторые источники, начались ходовые испытания первой из четырех новых атомных ракетных субмарин, «Дацынгуй» (лодка получила бортовой номер 409), 094-го типа с межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта JL-2 («Цзюйлан-2»), которые позволят наносить удары по континентальной территории США при нахождении носителя вблизи китайского побережья. По данным американской разведки, подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа JL-2 с дальностью действия порядка 8 тыс. км. Данные ракеты, якобы, являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 — отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.

Предполагается о наличии на конец 2008 г. в эксплуатации по крайней мере двух субмарин класса «Цзинь». Впервые такая подлодка была сфотографирована частным спутником Quickbird в конце 2006 года. Как полагают американские эксперты, стратегический атомоход принадлежит классу 094 Jin («Цзинь»), и был сфотографирован спутником во время стоянки на базе Сяопиндао близ Даляня (Желтое море).

Рис. Китайская атомная ракетная подводная лодка 094 Jin «Дацынгуй». Водоизмещение – 8000 т. длина – 133 м, вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 12 БРПЛ JL-2

Но, видимо, доводка этой новой подводной ракетно-ядерной системы у китайцев тоже займет немало времени. Сами лодки типа «Дацынгуй» и ракеты «Цзюйлан-2» Китаю, по мнению западных экспертов, помогает развертывать Россия. Создана система обеспечения базирования и боевого управления стратегических подводных ракетно-ядерных сил, включающая систему тылового обеспечения. Перспективным проектом китайского флота является создание еще более мощной подлодки Тип-095, вооруженной 24 баллистическими ракетами. Впрочем, Пекин постепенно снимает гриф секретности со своих военных разработках. В частности, прошедший парад у берегов города Циндао – базе Северного флота НОАК – порадовал тем, что наконец-то китайцы показали свои атомные подводные лодки, о которых столько уже говорилось. Показать-то показали, но вот забраться внутрь, конечно же, не позволили. Точное количество субмарин, которые планирует построить или уже построил Пекин, а также сроки принятия их в состав ВМС неизвестны. Также остается неясным, к какому флоту будут приписаны подводные корабли. Можно лишь предположить, что Китай построит серию из 4 стратегических лодок пр. 094. Вся серия будет завершена к 2015 году. Со вступлением в строй ПЛАРБ этого типа Китай будет обладать стратегическим подводным флотом.

Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДРМ «Дельфин», так же как и ее предшественники, созданный ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С. Н. Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 года.

Л.47. Рис. Лодка проекта 667БДРМ «Дельфин». Водоизмещение 18 200 т, длина 167 м, ширина 11,7 м, глубина погружения 650 м, осадка 8,8 м, скорость 23 узла, экипаж 130 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533-мм; баллистические ракеты – 16 РСМ-54

Л.48, л.49.

В основу проекта, являющегося дальнейшим развитием конструкции советских подводных ракетоносцев предшествующих проектов, были положены последние разработки в области ракетного и торпедного оружия, систем управления стрельбой, радиотехнического вооружения, а также средств повышения гидроакустической скрытности. В 1970—1975 годов в ведущих отраслевых научных центрах страны был выполнен комплекс широкомасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению скрытности подводных лодок. Результаты этих работ были широко использованы при создании новой ракетной подводной лодки, призванной дополнить более дорогостоящие (и, следовательно, менее массовые) РПКСН проекта 941. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами РСМ-54 имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков.

Л.50, Л.51, л.52,

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1–3 отсеков были несколько «приполнены». В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

л.53.,л.54. Л.55.

В настоящее время РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин» являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических АПЛ Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом. Эти подводные лодки стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом).

Предполагается снаряжение части ракет РСМ-54 моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей.

Л.56, л.57.

По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится по меньшей мере до 2010–2015 годов. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г.) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им. Макеева (который в настоящее проводит реорганизацию своего производства) в его реализации примут участие Миасский и Златоустовский машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

K-51 «XXVI съезд КПСС» построен/спущен в 1985 г.

K-84 построен/спущен в 1985 г.

K-64 построен/спущен в 1986 г.

K-114 построен/спущен в 1987 г.

K-117 построен/спущен в 1988 г.

K-18 построен/спущен в 1989 г.

K-407 «Новомосковск» построен/спущен в 1991 г.

С появлением в США ракетной системы «Трайдент» резко обозначилось отставание по ряду боевых показателей всех морских ракетных систем стратегического назначения, созданных в Советском Союзе и во Франции. Поступившая из-за океана информация о создании БРПЛ с высокими тактико-техническими характеристиками сильно встревожила советское военное и политическое руководство. В этих условиях была поставлена задача в кротчайшие сроки построить ракетоносец с равными боевыми возможностями.

Л.58. Рис. Российский ТПК пр. 941. Водоизмещение 33 800 т, глубина погружения 400 м, диаметр корпуса 23 м, длина 183 м, скорость 27 узлов, экипаж 150 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х630 мм, 2х533 мм; баллистические ракеты – 20 РСМ-52 /Р-30 (Булава).

Л.59, л.60.

Был создан проект 941 тяжелого подводного крейсера (ТПК) уникальной конструкции. Вместо одного традиционного прочного корпуса он имел два, расположенных рядом друг с другом. Ракетные шахты разместили между ними в два ряда по 10 в передней части лодки перед ограждением рубки. В каждом прочном корпусе поместили ядерную энергетическую установку с системами контроля и обслуживания. Главный командный пункт находится в отдельном прочном цилиндре шестиметрового диаметра. По замыслу разработчиков ракетоносец должен был обладать способностью вернуться на базу даже в случае поражения одного из прочных корпусов. Большие размеры корабля позволили создать для личного состава исключительно комфортные условия.

Впрочем, эти гиганты даже в России больше известны под своим западным именем – «Тайфун» (25400/33800 т, длина – 175 м, подводная скорость 27 узлов, 20 баллистических ракет, шесть торпедных аппаратов). Головной крейсер был спущен на воду 23 сентября 1980 года. Эти субмарины занесены в книгу рекордов Гиннеса, как самые большие подводные лодки в мире. Вооружение состоит из очень мощных ракет SS-N-20 (60 т, длина – 14,7 м, 10 головных частей с индивидуальным наведением, дальность 8300 км). Торпедные аппараты приспособлены для запуска противокорабельных крылатых ракет.

Л.61, л.62, л.63.

Лодка имеет оригинальную конструкцию: два раздельных прочных корпуса из титана диаметром по 10 м и три отдельных отсека (торпедный, центральный пост и рулевой). Все подводники отмечают, что для экипажа, состоящего из 150 человек (в т.ч. 50 офицеров), созданы небывало комфортные условия проживания. Есть даже комната психологической разгрузки, спортзал и сауна с бассейном.

Следует отметить, что, если конструкторы-ракетчики создали ракету по своим боевым характеристикам вполне сопоставимую с американской Трайдент-1 С4, то кораблестроители не смогли полностью решить поставленную задачу. При одинаковой длине «Огайо» несла на четыре ракеты больше, чем «941», имела меньше водоизмещение и, что особенно важно, – выше показатели живучести.

Л.64., л.65.

В 2002 году подводный крейсер «Дмитрий Донской» был модифицирован по проекту 941УМ. Корабль оснащен ракетным комплексом Р-30 («Булава») с 6-ю гиперзвуковыми ядерными боеголовками. При модернизации под ракетный комплекс Р-30 в существующие шахты для ракет РСМ-52 со стартовой массой 90 т были вставлены новые шахты, под существенно меньшую ракету нового поколения.

Л.65-1. рис. Ракета «Булава». Количество ступеней 3, длина 12,1 м, диаметр 2 м, стартовая масса 36,8 т, вид топлива твёрдое смесевое, дальность полета 8000 км, тип головной части разделяющаяся, количество боевых блоков 6.

ТК-202 построен/спущен в 1983 г.

ТК-208 «Дмитрий Донской» построен/спущен в 1981 г.

ТК-12 «Симбирск» построен/спущен в 1984 г.

ТК-13 построен/спущен в 1985 г.

ТК-17 «Архангельск» построен/спущен в 1987 г.

ТК-20 «Северсталь» построен/спущен в 1989 г.

В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжелый крейсер — 300 млн. рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн. рублей) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта.

В 1996 году крейсер ТК-202 выведен из боевого состава ВМФ в резерв. В 1999 году отправлен в Северодвинск на утилизацию. В 2003 году выгружено отработанное ядерное топливо.

В том же году выведен из боевого состава ВМФ в резерв крейсер ТК-12, в 1998 году корабль был исключен из состава ВМФ. В ноябре 2001 года исключенному из состава ВМФ крейсеру присвоено имя «Симбирск», ибо над ним взял шефство город Ульяновск. Но шефы не спасли корабль – в 2004 году с министерством обороны США заключен контракт на утилизацию ТК-12. 26 июля 2005 года корабль был доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». 21 ноября 2006 года корабль был заведен в док-камеру ФГУАП «Звездочка» для окончательной разделки.

Л.66, л.67., л.68.

В 1997 году крейсер ТК-13 выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году исключен из состава ВМФ. 15 июня 2007 года подписан контракт о его утилизации на ФГУП «Звездочка».

Таким образом, по состоянию на 2007 год один корабль проекта 941 (ТК-202) утилизирован. ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 выведены из боевого состава российского флота и находятся на утилизации. Стоимость утилизации одного крейсера составляет около 10 млн. $, из них 2 млн. выделяется из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с ростом финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины РФ, оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах.

Сейчас «Архангельск» и «Северсталь» после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра» (последнее боевое дежурство — 2002 год) выведены в 2004 году в резерв, где находятся в настоящий момент в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ.

Л.69, л.70.

Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля проекта 955 «Борей» началась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора В. Н. Здорнова в конце 1980-х годов. К тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки пр. 941, вернувшись к классической схеме подводной лодки с одним прочным корпусом.

Л.71. Рис. АПЛ проекта 955 «Юрий Долгорукий». Водоизмещение 24 000 т, длина 170 м, ширина 13,5 м, глубина погружения 450 м, скорость 29 узлов, экипаж 107 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6х533-мм; баллистические ракеты – 12/16 Р-30 («Булава»); противолодочные комплексы – 8 РПК-2 «Вьюга». Снимок сделан сразу после спуска на воду.

Л.72, л.73.

Согласно первоначальным планам лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом нового поколения. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться системой спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы. Однако развал ВПК и серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения пр. 955 «Борей». В 1998 году в Московском институте теплотехники началась разработка новой ракетной системы Р-30 (Булава) с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной РГЧ. По сообщению печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог – «Трайдент-2» D-5 – по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.

Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования «Тополь-М», однако не является (как писал ряд средств массовой информации) ее прямой модификацией: различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик комплекса создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.

Оценивая сам проект 955 «Борей», следует отметить, что точная информация о характеристиках лодок этого типа пока не раскрывалась. Известно, что в отличие от предыдущих отечественных ракетоносцев, пр. 955 «Борей» имеют один гребной вал, работающий на движитель насосного типа (ракетоносцы предыдущих серий имеют два вала и два гребных винта). Известно также, что «Борей», по отечественной традиции, имеет двухкорпусную схему. За счет более «толстого» корпуса на проекте 955 «Борей» практически полностью убрано в габариты лодки ограждение ракетных шахт, что позволило улучшить гидродинамику корпуса, повысить скорость хода и понизить шумность субмарины.

2 ноября 1996 года в Северодвинске в торжественной обстановке состоялась закладка первой атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя «Юрий Долгорукий», традиционное для русских боевых кораблей 1-го ранга.

Л.74, л.75, л.76.

Первоначально планировалось спустить ее на воду в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года генеральный директор СМП Владимир Пастухов оценил степень ее технической готовности лишь в 60 %. 8 сентября 2006 года министр обороны РФ Сергей Иванов на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ выразил обеспокоенность ходом работ по созданию подводных лодок типа «Борей». 15 апреля 2007 года подводная лодка была спущена на воду. В отличие от других лодок серии головной «Юрий Долгорукий» несет 12 ракет Р-30 (Булава) а не 16.

Л.77, л.78, л.79, л.80.

Вторая лодка серии «Александр Невский» была заложена в 2004 году, сейчас находится в стадии строительства. Планируемый срок сдачи — 2010-й.

19 марта 2006 года в день столетия подводного флота России на Севмашпредприятии прошла церемония закладки атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2011 год. «Владимир Мономах» и все последующие за ним подводные ракетоносцы будут построены по изменённому проекту 955А и будут существенно отличаться как по технологии постройки так и по форме корпуса. Также возможно что, количество ракетных шахт будет увеличено до 20.

«Юрий Долгорукий» построен/спущен в 2007 г.

«Александр Невский» построен/спущен в 2010 г (план).

«Владимир Мономах» построен/спущен в 2011 г (план).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: