Ударные (многоцелевые) АПЛ 1 страница

Главной задачей многоцелевых лодок является уничтожение вражеских кораблей и субмарин, но они также могут выполнять функции защиты конвоев и оперативных соединений, что было продемонстрировано АПЛ класса «Свифтшур» во время Фолклендской кампании в 1982 году. В последнее время очень сильное распространение получили прибрежные операции: контроль над портами (операции в Персидском заливе) и огневая поддержка сухопутных сил (конфликты в Косово и Афганистане).

У.1. Рис Американская ударная лодка типа «Лос-Анжелес». Водоизмещение 6000/6900 т, длина 110 м, ширина 10 м, скорость 30 узлов, глубина погружения 440 м, экипаж 127 чел. Вооружение: 4х533-мм торпедных аппарата и 12 крылатых ракет «Гарпун» и «Томагавк».

У.2, у.3, у.4.

ВМС США в конце 1990-х годов отправили на слом все свои многочисленные АПЛ 1-го и 2-го поколения. На вооружении остались только лодки 3-го поколения типа «Лос-Анжелес». Они являются самыми массовыми американскими ударными субмаринами, производство которых началось в 1976 году, а закончилось в 1994-м. Всего построено 40 единиц.

Реактор новейшего образца может работать без замены активной зоны 10–12 лет, так что заходить в порт лодке нужно только для смены команды и пополнения провизионных кладовых. Запасов продуктов хватает для нахождения в море в течение трех месяцев. По единодушному мнению специалистов массовое появление на океанских просторах этих ударных лодок стало «смертным приговором» субмаринам обычных типов. Лодки, вооруженные крылатыми ракетами, вскоре стали называть не ударными, а многоцелевыми.

Главная задача класса «Лос-Анжелес» является уничтожение вражеских ПЛ. Как следствие данные тип подводных лодок должен иметь высокую подводную скорость и бесшумность. Данные лодки используют тактику названную «прыжок и дрейф». Это быстрый вход в защитную область и дрейф с готовностью нападения на приближающееся судно. Сложная электроника, сонары, и датчики служат как глаза и уши. Они могут также использоваться в качестве подводных постановщиков мин.

У.5, у.6, у.7., у.8.

Атомная подводная лодка «Лос-Анжелес» имеет однокорпусную архитектуру на большей части длины и в отличие от всех предыдущих серий не имеет двухкорпусной конструкции в районе отсеков вспомогательных механизмов. Запас плавучести составляет 15 процентов. Корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами.

Хотя в настоящее время существует более 40 подводных лодок данного класса большинство из них находятся в резерве. Это – наиболее многочисленный класс построенного ядерного подводного флота. Девять АПЛ типа «Лос-Анжелес» были задействованы во время войны в Персидском заливе (1991 г.), во ходе которой производились пуски ракет «Томагавк» с двух из них. АПЛ типа «Лос-Анжелес» начиная с Providence оборудованы 12 вертикальными ПУ для пуска ракет.

У.9, у.10., у.11, у.12.

Последние лодки серии строились по проекту «Улучшенный Лос-Анжелес» и являются более тихими субмаринами. На лодках устанавливается новый сонар, торпедные аппараты модифицированы для постановки мин. Кроме того, АПЛ типа «Улучшенный Лос-Анжелес» приспособлены для «арктических миссий», для этого их носовые рули немного перемещены по сравнению с первоначальным проектом и рубка лодки усилена для взлома льда при всплытии.

В конце 1990-х годов АПЛ «Коломбус» и «Шарлот» прошли переоборудование в носители специального глубоководного аппарата DSRV, а также диверсионной малой подлодки ASDC.

У.13. Рис Американская многоцелевая лодка типа «Сивулф». Водоизмещение 8060/9100 т, длина 107 м, ширина 10 м, скорость 35 узлов, глубина погружения 440 м, экипаж 127 чел. Вооружение: 6х660-мм торпедных аппарата и крылатые ракеты «Гарпун» и «Томагавк».

У.14, 15.

В середине 1990-х годов президент Б. Клинтон согласился на строительство трех огромных многоцелевых лодок по программе «Сивулф» (8060/9140 т, длина – 107 м, 14/35 узлов, восемь 660-мм торпедных аппаратов, крылатые ракеты «Томагавк») стоимостью 2,5 миллиарда долларов. Боезапас лодки 50 ракет и торпед, но вместо них может принимать до 100 мин. В состав вооружения входят так же специальные аппараты для разведки и транспортировки десантников. По утверждению американцев эти лодки в 10 раз менее шумны и более универсальны, чем корабли типа «Лос-Анжелес». Их даже выделили в новый подкласс, дав обозначение NSSN – «новая многоцелевая атомная подлодка».

Корпус субмарины почти идеальной гидродинамической формы (соотношение длины к ширине – 8,8) имеет внутренние и наружные акустические покрытия, "не выпускающие" собственные шумы и "поглощающие" импульсы поисковых сонаров противника. По сообщениям некоторых зарубежных источников, на лодках типа «Сивулф» установлены активные средства гашения акустической энергии. Эти хитроумные приборы преобразуют акустическое поле корабля таким образом, что оно сливается с фоновым. На «Сивулф» впервые в ВМС США установлены не стандартные 533-мм торпедные аппараты, а восемь 660-мм. Впрочем, специальное оружие для них так и не было создано, и стрельба ведется 533-мм торпедами и ракетами. Причем пуск их для снижения шумности осуществляется самовыходом (двигатель торпеды запускается в торпедном аппарате).

У.16, у.17., у.18

Однако в 1995 году, когда «Сивулф» был спущен на воду, Советского Союза уже не существовало, численность российского подводного флота стремительно сокращалась, а строительство лодок четвертого поколения в Северодвинске затормозилось. Поэтому, если первоначально планировалось построить 29 лодок типа «Сивулф», то уже в январе 1992 года администрация Джорджа Буша объявила, что ВМС США обойдутся одной. Вместо «Сивулф» было предложено разработать проект более дешевой субмарины. Но тут возникла проблема кризиса американского атомного подводного судостроения во время этой паузы, из-за отсутствия заказов. Вот почему конгресс счел возможным выделить 4,6 млрд. долларов на строительство второй и третьей лодок серии.

SSN-21 «Сивулф» построен/спущен в 1997 г.

SSN-22 «Коннектикут» построен/спущен в 1998 г.

SSN-23 «Джимми Картер» построен/спущен в 2001 г.

Несмотря на то, что для замены лодок типа «Улучшенный Лос-Анжелес», составляющих основу американских ВМС была разработана АПЛ «Сивулф», но ее слишком высокая стоимость привела к выработке в США требований по созданию новой, более дешевой ударной АПЛ нового поколения. Ударные АПЛ типа «Вирджиния» являются улучшенными атомными подводными лодками с применением технологии «стелс» предназначенными для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Корпус АПЛ включает интегрированные конструктивные блоки, которые соответствуют стандартному по ширине оборудованию, для облегчения установки, ремонта и модернизации систем корабля. На АПЛ применяется модульная, изолированная структура палуб, например, командный центр будет устанавливаться как отдельный единый модуль закрепленный на снабженных «подушками» крепежных местах.

У.19. Рис Американская ударная лодка типа «Вирджиния». Водоизмещение 7300 т, глубина погружения 366 м, диаметр корпуса 10 м, длина 113 м, скорость 28 узлов. Вооружение: торпедные аппараты: 4х533-мм, противокорабельные комплексы «Томагавк» - 12.

У.20, у.21.

Особая роль при использовании лодок NSSN отводится специальным операциям. На их борту – помещения для диверсантов и боевых пловцов. Они смогут покидать субмарину в подводном положении через шлюзовую камеру, а также воспользовавшись 55-тонной мини-подлодкой ASDS, в походном положении закрепленной на палубе. ASDS способна с экипажем из двух человек перебросить восемь диверсантов с вооружением и оснащением на 125 миль от лодки-матки.

У.22, у.23.

Рассматривается вопрос о приобретении у консорциума западноевропейских стран НАТО ракет «Полифем», управляемых по волоконно-оптическому кабелю. Один из вариантов этой ракеты – «Тритон» – способен поражать противолодочные вертолеты на значительных дистанциях от лодки.

SSN 774 «Вирджиния» построен/спущен в 2004 г.

SSN 775 «Техас» построен/спущен в 2005 г.

SSN 776 «Гаваи» построен/спущен в 2007 г.

В 2000 году сразу после катастрофы «Курск» в Великобритании в срочном порядке были сняты с боевого дежурства все лодки типа «Свифтшур» и в течение 2002–2006 гг. отправлены в резерв (кроме «Спектр»). На этих субмаринах, составляющих основу британского атомного флота, были обнаружены серьезные неполадки в системе охлаждения реактора. В Министерстве обороны Великобритании уверены, что если лодки и в дальнейшем будут выходить в море, их постигнет участь «Курска». Причем в худшем варианте: в случае катастрофы непременно произошла бы утечка радиации.

У.24. Рис. Британская АПЛ типа «Свифтшур». Водоизмещение 4900 т, длина 82,9 м, ширина 9,8 м, глубина погружения 300 м, осадка: 8,5 м, экипаж: 116 чел., скорость 30 узлов. Вооружение: торпедные аппараты – 5х533-мм, противокорабельные комплексы «Гарпун», крылатые ракеты «Томагавк»

У.25., у.26.

S.106 «Свифтшур» 1973/2002

S.108 «Соверен» 1974/2005

S.109 «Сьюперб» 1976/2006

S.104 «Скептр» 1978/2010

S.111 «Спартан» 1979/2006

S.112 «Сплендид» 1981/2003

Более современные лодки класса «Трафальгард» специально проектировались для противостояния советским подлодкам в Средиземном море и Северной Атлантике. Унаследовав удачный дизайн от «Свифтшур», лодки нового класса стали намного быстрее и тише. Заказ на первую подлодку поступил седьмого апреля 1977 года в компанию «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd», на судоверфях которой создан весь современный подводный флот Великобритании. Средняя продолжительность строительства одного подводного корабля составила четыре с половиной года.

У.27. Рис. Британская АПЛ типа «Трафальгард». Водоизмещение 5208 т, длина 85,4 м, ширина 9,5 м, глубина погружения 400 м, осадка 9,9 м, скорость 32 узла, экипаж: 130 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 5х533-мм; противокорабельные комплексы «Гарпун»; крылатые ракеты «Томагавк»

У.28, у.29.

Лодки класса «Трафальгард», впрочем, как и другие подводные корабли королевского флота, покрыты сотнями квадратных метров резины для уменьшения уровня шума и гидролокационного определения.

На лодке находятся пять торпедных шахт диаметром 533 мм. Тяжелые торпеды Mk24-2 «Tigerfish» («рыба-тигр») массой 1550 кг несут на себе боеголовку массой 340 кг. Используя активное наведение, они могут поражать цели на расстоянии до 40 километров. В настоящее время происходит их постепенная замена на современные тяжелые торпеды «Spearfish» («рыба-меч»). Ее масса составляет 1850 кг, боеголовки – 300 кг, максимальный радиус поражения – 54 километра. Торпеды обоих типов изготавливаются компанией «GEC-Marconi».

У.30, у.31.

19 мая 2000 года, в Гибралтарском проливе произошел инцидент на «Тирелес», в ходе которого случился сброс радиоактивной воды в Средиземное море из-за дефекта системы охлаждения атомного реактора. После расследования специально созданной комиссией было установлено, что авария произошла из-за конструктивных недостатков атомного реактора. Такие дефекты были обнаружены на всех лодках и получили название «ошибки Tireless». Лодка была немедленно выведена из боевого состава флота, а в скором времени запланировано начать постепенный вывод и остальных кораблей (S.107 «Трафальгард» уже отправлена в резерв).

S.107 «Трафальгард» 1983/2007

S.87 «Турбулент» 1984/2008

S.88 «Тирелес» 1985/2001

S.90 «Торбей» 1987/2020

S.91 «Тренхант» 1989/2022

S.92 «Талент» 1990/2015

S.93 «Триумф» 1991/2017

В 1993 году военное министерство объявило конкурс на разработку проекта многоцелевой подлодки. Нешуточная борьба разыгралась между двумя крупнейшими судостроительными компаниями Англии: «Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd» (VSEL) и «GEC Marconi».

У.32. Рис. Британская АПЛ «Астут». Водоизмещение 7800 т, длина 97 м, ширина 11,3 м, глубина погружения 300 м, осадка 9,9 м, скорость 29 узлов, экипаж 109 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 6х533-мм, противокорабельные комплексы «Гарпун», крылатые ракеты «Томагавк», мины - 20

У.33, у.34.

В декабре 1995 года было объявлено, что военные выбрали вторую компанию, представившую большее количество инноваций и предложений. Обсуждение нового проекта и переговоры продолжались в течение последующего года, и в марте 1997 года был подписан контракт на создание типа Astute – перспективной серии из семи атомных подводных лодок ВМС Великобритании. Все АПЛ типа «Астут» (в переводе с английского означает «проницательный») будут построены на судоверфи «Marine Barrow», принадлежащей компании «GEC Marconi». Источником энергии является атомный реактор «PWR 2» от компании «Rolls-Royce», которая подписала контракт с ВМС на сумму 360 миллионов фунтов стерлингов.

Малые размеры лодки позволяют неограниченно использовать ее в прибрежных операциях, не зря же на ней устанавливаются крылатые ракеты типа «Томагавк», предназначенные только для наземных целей. Помимо основной функции уничтожения вражеских подлодок и кораблей новейшие британские АПЛ получили более широкие возможности в разведке и «наблюдении».

У.35, у.36.

АПЛ класса «Астут» заменят только пять лодок типа «Свифтшур» и частично «Трафальгард», оставшиеся из которых будут модернизированы. Лодки типа «Астут» оснащены торпедными шахтами, которые предназначены для всех типов ракет и торпед, находящихся на борту. Крылатые ракеты «Томагавк» версии «Block 3», предназначенные для наземных целей, используют навигационную систему от компании «TERCOM». Противокорабельные ракеты – «Гарпун» версии UGM-84 смогут атаковать цели на расстоянии до 70 километров.

Закладка головной субмарины «Астут» («Astute») произошла 31 января 2001 года, ровно столетие спустя после закладки первой британской подводной лодки «Holland-1». 8 июня 2007 года первая атомная подводная лодка этого проекта была спущена на воду.

АПЛ «Astute» будет в течение нескольких месяцев проходить «обкатку» в водах Мирового океана, испытывая установленное на ней оборудование. В состав Королевских ВМС она войдет в 2009 году, и лишь тогда к ее названию добавится аббревиатура HMS (Her Majesty's Ship – «Корабль Ее Величества»).

S.119 Astute построен/спущен в 2007 г.

S.120 Ambush построен/спущен в 2008 г.

S.121 Artful построен/спущен в 2009 г.

S.122 Audacious построен/спущен в 2011 г.

Во Франции решение о постройке многоцелевой ПЛА проекта SNA 72 было принято на министерском уровне в январе 1973 г. При этом, в числе основных требований, предъявленных заказчиком проектантам корабля, были, в частности, снижение шумности ПЛА в максимально возможной степени и обеспечение для всего ее оборудования и систем оружия таких же высоких характеристик надежности и безопасности в эксплуатации, какими должна обладать ее ЯЭУ. Проектирование ПЛА в КБ военно-морской верфи в Шербуре заняло более двух лет. В феврале 1976 г. верфь получила официальный заказ правительства на постройку головной ПЛА S601 Provence, переименованной впоследствии в S601 «Рубис» (Rubis). Постройка всей серии ПЛА типа Rubis осуществлялась на верфи в Шербуре. Всего было запланировано построить восемь единиц, но к 1993 году в боевой состав флота вошли лишь шесть лодок этого типа. В свое время они сумели отличиться двумя интересными показателями. Во-первых, Rubis называют самыми малогабаритными атомными подлодками в мире, а во-вторых, шесть субмарин обошлись французской казне всего в 2,1 миллиарда долларов.

Французские ударные атомные субмарины типа «Рубис» вооружены противокорабельными ракетами «Экзосет», огонь которыми ведется из торпедных аппаратов на дальность до 50 км. Корпус изготовлен из высокопрочной стали. Плоскими поперечными переборками прочный корпус разделен на 5 отсеков. В первом (носовом) отсеке расположены четыре торпедных аппарата и стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором (на трех палубах) находятся центральный пост, пост управления движением, навигационное оборудование, жилые помещения, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и другое оборудование. В третьем отсеке размещен ядерный реактор с паропроизводительной установкой, в четвертом смонтированы турбогенераторы, в пятом - главный гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный дизель-генератор и пост управления ЯЭУ. Подлодки Rubis, экипаж каждой из которых состоит из 66 человек, отличаются комфортными условиями на борту, которые удалось создать конструкторам, несмотря на рекордно малые размеры корпуса. В частности, каждый матрос получил собственную койку, а расположенная отдельно от кубриков столовая используется как помещение для коллективного отдыха и общения.

У.37. Рис Французская АПЛ типа «Рубис» Водоизмещение 2500 т, длина 72 м, диаметр корпуса 8 м, скорость 25 узлов (кратковременная до 28 узлов), экипаж: 66(8) чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533 мм, противокорабельные комплексы «Экзосет» - 2

У.38, у.39, у.40

Подводные лодки оборудованы турбоэлектрической двигательной установкой и одним гребным винтом, как на подводных ракетоносцах типа «Редутабль». Турбоэлектрическая силовая установка состоит из двух турбогенераторов и одного электромотора переменного тока, который вращает единственный гребной винт, соосный с корпусом. Следует отметить, что при проектировании ПЛА типа Rubis было уделено должное внимание обеспечению возможно лучших условий обитаемости в жилых и служебных помещениях корабля. Каждый член экипажа располагает отдельной койкой. Кубрики отделены от столовой, которая используется также как помещение для коллективного отдыха. ПЛА типа Rubis неоднократно выполняли кругосветные плавания, в ходе которых были продемонстрированы их высокие мореходные качества и большая автономность. Признавая, что ПЛА данного типа уступают атомным лодкам США и Великобритании по наибольшей скорости хода, французские специалисты отмечают, что по такому показателю, как максимальный малошумный ход, когда лодка не демаскирует себя и продолжает эффективно использовать пассивные ГАС, они превосходят последние.

S601 Rubis построен/спущен в 1979 г.

S602 Saphir построен/спущен в 1981 г.

S603 Casabianca построен/спущен в 1984 г.

S604 Emeraude построен/спущен 1988 г

S605 Amethyst построен/спущен 1992 г.

S606 Perle построен/спущен 1993 г.

24 октября 2006 года во время официального открытия 20-го Международного военно-морского салона «Евронаваль 2006» (Euronaval 2006), министр обороны Франции Мишель Альо-Мари объявила о закупке шести новых ударных атомных подводных лодок (АПЛ) «Барракуда». Предполагается, что стоимость всей программы постройки шести субмарин составит 7–8 млрд. евро. Разработчик французских многоцелевых подлодок нового поколения – национальная корпорация DCNS – пока не спешит подробно раскрывать их технические особенности. Согласно официальной информации, они будут отличаться еще меньшим уровнем заметности, но при этом еще б о льшими размерами. Длина одной "Барракуды" будет составлять около 99 метров (против 73,6 метра у Rubis), а водоизмещение – около 4700 тонн. Подлодка сможет погружаться на глубину до 350 метров и развивать скорость до 25 узлов. При этом экипаж субмарины будет несколько меньше, чем у предшественницы – 60 человек, а стоимость эксплуатации, по сравнению с АПЛ Rubis, должна снизиться примерно на 30 процентов.

У.40-1. Рис. Французская АПЛ «Барракуда» (проект). Водоизмещение надводное 3650 т, подводное 5100 т, длина 99 м, ширина 8,8 м, высота 15,7 м (по рубке), средняя осадка 7,3 м, скорость (надводная) 14 узлов, подводная 23 узла, глубина погружения 350 м, автономность плавания 50 суток, экипаж 60 человек (8 офицеров), 4 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед и ракет. На вооружении этих лодок будут находиться усовершенствованные противокорабельные ракеты «Эксосет» блок.3, крылатые ракеты «Скальп» с дальностью действия 1000 км, торпеды «Блэк шарк».

Окончание строительства первого корабля планируется в 2016 году, он получит имя «Сюффрен» в честь французского адмирала Пьера Андре де Сюффрена де Сан-Тропе. По словам директора программы «Барракуда» Алена Опти ввод следующих лодок будет производиться с интервалом от 1,5 до 2 лет. При вводе каждой новой субмарины типа «Сюффрен» из состава флота будет выводиться одна субмарина типа «Рюби». Окончание программы планируется к 2027 году.

У.41. Рис. Китайская АПЛ «Хань» (1972 г.). Водоизмещение 4500/5080 т, длина 90 м, скорость 25 узлов, глубина погружения 300 м, автономность 90 суток, экипаж 75 чел. Вооружение: шесть торпедных аппаратов (32 ед., торпеды + ПКР)

У.42, у.43, у.44.

Информация о флоте Китая в источниках широкого доступа, даже в виде каких-либо косвенных сведений или намеков, практически полностью отсутствует – дает о себе знать чрезвычайная односторонняя закрытость Китая от внешнего мира (что, впрочем, весьма эффективно и полезно с точки зрения национальной безопасности). Посему данные пришлось собирать буквально «по крохам». Китай начал создавать атомный подводный флот в начале 1970-х годов. В 1972 году на воду была спущена первая китайская атомная лодка тип 091 «Хань» (Hao). Лодка имеет хорошо обтекаемый корпус, похожий на корпуса американских кораблей типа «Скипджек». Всего было построено 6 такие субмарины. В конце 1970-х годов головная лодка этой серии была переоборудована в первую китайскую ракетную атомную лодку, но операция не удалась. Лодка погибла во время учебного пуска ракеты, в 2005 году еще одна лодка была списана. Сейчас КНР имеет в боевом составе флота четыре атомные ударные лодки класса «Хань».

402 Chang Zhen 2 Hao 1980 г.

403 Chang Zhen 3 Hao 1984 г.

404 Chang Zhen 4 Hao 1988 г.

405 Chang Zhen 5 Hao 1990 г.

У.45.

В начале 2000-х годов Китай разместил заказ на 25 лодок. 16 уже находятся в процессе строительства, включая атомную ударную лодку 093-го типа «Шань» (6000 т; размерения 107/11/7,5 м; 20 000 л.с.; 30 уз.; 100 чел.; 6 ТА) других данных о ней в открытой печати нет. По некоторым сведениям она является усовершенствованным вариантом российской подлодки проекта 671 РТМК. Известно только, что проект 093 (09-III) – это китайская многоцелевая атомная подводная лодка следующего поколения, в состав вооружения которой должны войти крылатые ракеты, а также различные торпеды. По имеющейся информации, в Китае в настоящее время ведется постройка двух атомоходов данного типа, призванных пополнить подводные силы ВМС НОАК. Ряд косвенных данных свидетельствует о том, что корпус первой лодки проекта 093 с большей частью систем был сформирован уже к 2002 г. Однако "определенные обстоятельства" вызвали задержки в реализации программы, что, впрочем, не помешало китайцам заложить на стапеле вторую ПЛА этого типа. Скорее всего, если судить по прошлой практике, ВМС НОАК проведут вначале цикл интенсивных и всесторонних испытаний первых двух атомоходов проекта 093 и только затем будет принято решение о продолжении серии.

В составе ВМФ Советского Союза в конце 1980-х годов было больше атомных лодок, чем в американском флоте. Однако среди них было много устаревших кораблей. В 1990-е годы было произведено серьезное сокращение численности АПЛ в России. В строю остались только корабли 3-го и 4-го поколения.

У.46. Рис. Российская ударная лодка пр. 671 «Щука». Водоизмещение 7250 т, длина 107,1 м, ширина 10,8 м, глубина погружения 600 м, скорость 31 узел, экипаж 96 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533-мм; 2х650-мм; противокорабельные комплексы – 6 П-700 «Гранит»; противолодочные комплексы – «Шквал».

У.47, у.48.

Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ, в СССР была предпринята весьма успешная попытка «выжать» максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 «Ерш» и 671РТ «Семга». В основу модернизированного проекта 671РТМ «Шука» легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ «Шука» «плавно перешел» из второго в третье поколение атомоходов. Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс «Шквал». Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа «Голец» и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 «Корунд»). Кроме того, АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды «Сирена-УМЭ» и другие средства «спецназначения».

Строительство подводных лодок проекта 671РТМ «Шука» было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе «Нерпа») и в Комсомольске-на-Амуре. Освоение на флотах подводных лодок проекта 671РТМ «Шука» несколько затянулось. Причина этого заключалась в недоведенности БИУС: до середины 1980-х годов система была не способна в полной мере решать возложенные на нее задач.

У.49, у.50, у.51.

Всего построено 26 таких подлодок. В середине 1990-х годов корабли проекта 671РТМ стали постепенно по­кидать строй. 31 июля 1996 года из состава ТОФ были исключены К-247, К-492 и К-412, совершившие в общей сложности 12, 10 и 6 автономных походов. После пожара в турбинном от­секе, произошедшего в 1994 году, в строй так и не вернулась К-305, перейдя в состав технического резерва. Однако, пребывая в уже весьма почтенном возрасте, «Щу­ки» продолжали демонстрировать высокие боевые качест­ва. Вероятно, в дальнейшем темпы «вымывания» из состава флота кораблей проекта 671РТМ еще более ускорятся. Од­нако часть лодок этого типа, скорее всего, доживет до 2010 года. Можно предположить, что эти АПЛ подвергнутся модернизации, направленной на снижение их шумности, усиление вооружения и бортового радиоэлектронного оборудова­ния. Впрочем, объемы этих работ будут зависеть от того, в какой степени правительству удастся профинансировать ВМФ.

Задание на разработку атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения было выдано Горьковскому (ныне нижегородское) ЦКБ-112 «Лазурит» в марте 1972 года. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности — на горьковском заводе «Красное Сормово»). Основным назначением новых АПЛ проекта 945 «Барракуда» должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. По сравнению с АПЛ предыдущего поколения, торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным боезапасом, возросшем за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5 раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).

У.52. Рис. Российская ударная лодка пр. 945. Водоизмещение 10 400 т, длина 110,5 м, ширина 12,2 м, осадка 9,4 м, глубина погружения 600 м, скорость 36 узлов, экипаж 65 чел. Вооружение: торпедные аппараты – 4х533-мм; 4х650-мм, противокорабельные комплексы – 3 М80 «Москит»; зенитные установки – 8 «Игла»; противолодочные комплексы – 8 «Водопад», «Шквал».

У.53, у.54, у.55.

Подводная лодка проекта 945 «Барракуда» выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования — цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43 000 л. с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один парозубчатый агрегат. В носовой части корпуса установлено четыре 533-мм и два ТА калибром 650 мм. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант — до 42 мин.

Экипаж лодки — 65 человек из них 31 офицер и 28 мичманов, для которых созданы весьма хорошие условия обитаемости. АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж.

Головная лодка серии, «Краб», была заложена в Сормове 8 мая 1982 года, спущена на воду 29 июля 1983-го и вступила в строй 21 сентября 1984 года.

Вторая лодка серии, «Карп», был заложен в августе 1983 года, спущен на воду в апреле 1984-го и введен в строй осенью 1987 года. В 1996 году «Карп» получил более благозвучное название — «Тула».

У.56, у.57, у.58.

Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А (шифр «Кондор»). Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533-мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты «Гранат».

Первый усовершенствованный корабль, «Зубатка» был заложен в Сормове в июне 1986 года, спущен на воду в июле 1988-го и вступил в строй 28 декабря 1990 года. В 1986 году «Зубатку» переименовали в «Псков».

Второй такой корабль, «Окунь», заложен в мае 1990 года, спущен в июне 1992-го и вошел в строй в 1993 году. В 1995 году «Окунь» был переименован в «Нижний Новгород».

К-276 «Краб» построен/спущен в 1984 г.

К-239 «Карп» построен/спущен в 1987 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: