Задание 1. Ознакомиться с устройством монохроматора. Выяснить назначение ручек управления.
Задание 2. Перейдите непосредственно к измерениям.
· Проградуируйте деления барабана монохроматора в значениях длин волн. Используйте для этого известный спектр ртути.
· Для этого, осветите входную щель спектроскопа светом от ртутной лампы (включать только под наблюдением лаборанта!). Сделайте щель узкой и пронаблюдайте в окуляр спектр. Линии должны быть яркими и узкими.
· Занесите в таблицу 1 значения делений барабана для наблюдаемых линий и укажите цвет каждой линии. Следует иметь в виду, что установка указателя на барабане может сбиваться (указатель может соскочить на соседнюю дорожку).
Таблица 1
№ | Цвет линии | Длина волны l, нм | Показания шкалы барабана L, град. |
1. | Темно красная слабая | 623.43 | |
2. | Светло желтые: 1 - ая 2 - ая | 579.06 576.96 | |
3. | Зеленая | 546.07 | |
4. | Зелено - голубые: 1 - ая 2 - ая | 496.03 491.60 | |
5. | Синяя | 435.83 | |
6. | Фиолетовые: 1 - ая 2 - ая | 407.78 404.65 |
· Постройте по спектру ртути градуировочную кривую, отложив по горизонтали деления барабана, а по вертикали – значения длин волн.
Задание 3. Поставьте теперь в качестве источника света трубку с водородом ТВС-15, через которую пропускается ток от питающего устройства ОУ-2.
· Занесите в таблицу 2 значения делений барабана для наиболее ярких линий водорода.
· Пользуясь градуировочной кривой, переведите эти значения в длины волн. Сравните экспериментальные данные с рассчитанными по формуле (5), т.е. с теоретическими значениями. Объясните возможные причины погрешностей экспериментальных данных.
· Укажите, каким переходам на энергетической диаграмме на рисунке 2 соответствуют наблюдаемые вами линии.
Таблица 2
№ | Цвет линии | Показания шкалы барабана L¢, град. | Длина волны l¢, нм | Длина волны, рассчитанная по формуле (5), нм |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |