Урок русского языка. 11 класс

Дата проведения:

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными

Задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

· Создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях спп с несколькими придаточными. Совершенствовать умение определять вид придаточных; отрабатывать навык определения способов подчинения;

· - метапредметных результатов:

· Формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

· Развивать умение работать с информацией

· Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- личностных результатов:

· Создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний.

· Воспитывать интерес к урокам русского языка.

· Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Модули: Новые подходы в обучении и преподавании; Учет возрастных особенностей; Обучение КМ; Использование ИКТ на уроке; Оценивание для обучения и оценивание обучения; Управление и лидерство в обучении; Обучение одаренных и талантливых детей.

Основные методы и приемы: Проблемное изложение; частично-поисковый; диалогический; Приемы КМ; практический.

Оборудование и оснащение урока: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки с заданиями, листы и маркеры для выполнения групповых проектов.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1. Оргмомент, Положительный настрой к уроку. Включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха.    
I. Стадия вызова. 2. Проверка домашнего задания - Ребята, у каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите. В течение урока вы будете выставлять баллы за определенный вид работы. - Запишите число, Классная работа. Оставьте строчку для темы урока. 1) «Блиц-опрос» (предложения записаны на слайде под номерами) - Определите вид придаточного. Запишите. 1. Первая и самая большая роскошь, которую я себе дозволяю, это доверие людям. 2. Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость. 3. Любке сказали, чтобы она подумала о своем поступке. 4.Не будьте равнодушными, ибо равнодушие губительно для человека. 5.Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна. 6. Там, где кончается сад, росла береза. 7. Родник, вода которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса. 8. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня 9. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. 10. Гимназия, где я учился, располагалась на Акбулаке, напротив Евразийского университета. Взаимопроверка: (на слайде правильные ответы и критерий оценивания)    
3. Определение темы и целей урока - Чтобы определить, о чем будем говорить, прошу вас восстановить перепутанную логическую цепочку слов: предложения, сложноподчиненные, придаточные. - В этой цепочке не хватает одного слова. Это слово написано числами 15, 6,19,12,16,30,12,16 ….(Несколько) - Как вы определили слово? - Кто догадался, какова будет тема нашего урока? - Итак, чем мы будем заниматься на этом уроке? - Запишите тему урока «СПП с несколькими придаточными»    
4. Актуализация знаний 1) –Перед вами таблицы, попишите их.Заполните первую колонку таблицы ЗУО, что вы знаете о СПП с несколькими придаточными
знаю уточнил остались вопросы
     
   
  2) – Следующая таблица «Согласен – не согласен» Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны, то - «-». Заполните колонку «В начале урока».
В начале урока Утверждение В конце урока
  Придаточные предложения всегда стоят после главных  
  При последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного  
  В СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное  
  При последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному  
  Параллельное подчинение еще называют неоднородным  
  Союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду относится придаточное  
  При однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы  
  В СПП с однородным подчинением придаточных могут быть сочинительные союзы  

-Отложите таблицы в сторону, в конце урока мы вернемся к ним.

   
III. Стадия осмысления. 5.Беседа. Диалоговая беседа - Какие предложения называются СПП с несколькими придаточными? - Что особенного в синтаксисе СПП с несколькими придаточными? (Одно главное предложение и несколько придаточных, которые могут связываться с главным предложением, друг с другом, а также другими типами связи).    
6. Работа по теме урока Работа в группах. СПП с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением. - Вспомните основные правила работы в группах. - Распределите обязанности в группе, выберите спикера. - Определите структуру предложения, вид подчинения, составьте его схему, обратите внимание на постановку знаков препинания и представьте информацию по предложенному виду подчинения в виде кластера. При работе постарайтесь вспомнить материал 9 класса, в случае затруднения можете обратиться к нашему учебнику. - В оценочном листе спикеры будут оценивать работу каждого в группе. 1 группа. (СПП с однородным подчинением) 1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. 2. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. 3.Каштанка отлично понимала, как она провела день и как попала на это незнакомый тротуар. Вы не верьте, что живу я как в раю и обходить стороной меня беда. 2 группа (СПП с неоднородным (параллельным) подчинением) 1.Если будет хорошая погода, мы пойдём в поход, который давно запланировали. 2.Мы торопились, чтобы прийти на турбазу вовремя, так как уже темнело. 3.Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети. 3 группа (СПП с последовательным подчинением) 1.Сегодня, видимо, Алшинбай приехал, чтобы сообщить, куда гнет противная сторона. 2.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек. 3.Бывает, что, если не повезло с утра, не везет весь день. Бывает, что если не повезло с утра, то не везет весь день.    
  Защита кластеров - Во время презентации кластера спикер от каждой группы представляет информацию, учащиеся остальных групп должны внимательно слушать, а после защиты задать выступающему спикеру 1 «толстый» вопрос по содержанию защиты типа придаточного. (На доске в центре круг, в котором написано «СПП с несколькими придаточными»)    
  Исследовательская беседа. Комбинированное подчинение. Мы с вами рассмотрели и повторили особенности СПП с одним видом подчинения. - Как вы понимаете значение слова «комбинированное»? - Какое отношение может иметь данное слово к СПП с несколькими придаточными? - Что вы можете сказать, изучив данную схему. (на слайде) [ ___, (что….), ук.сл.], (что…), (чтобы…). - А как можно назвать вид подчинения, если в СПП одновременно имеется, например, и неоднородное, и последовательное или неоднородное и однородное подчинения? (Комбинированное подчинение) - Найдите в упражнениях из учебника пример такого предложения, прочитайте. «Карусель» (лист со схемой передают по кругу, пока свой лист не вернется, у каждой группы свой цвет маркера) - Составьте схему предложения. К какому типу подчинительной связи он относится? Определите тип подчинения между предложениями. Передайте в другую группу по кругу. Ознакомьтесь с ответом предыдущей группы, обсудите, выразите согласие/несогласие: если согласны – «+», если не согласны - напишите объяснение, обоснование. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.    
7.Этап проверки понимания учащимися усвоенного материала 1) Самостоятельная работа.(У каждого листочек с предложениями) - Выделите главное и придаточное предложения, составьте схемы, определите тип подчинения. Сверьте свои ответы с правильными ответами на слайде, поставьте баллы в оценочном листе в соответствии с предложенными критериями. 1. Виктор попросился в забойщик, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте. 2. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня. 3. Кучер Трофим сказал моему отцу, что дорога стала тяжела, что нам не доехать засветло до деревни, что мы запоздаем. Взаимопроверка: (на слайде правильные ответы и критерий оценивания) 1. [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [ ], (потому что… глаг.), (что…).- с последовательным подчинением 2. (Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …).- Параллельное подчинение 3. [Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).- Однородное подчинение.    
  2) Тест. 1. Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением А) Внутренняя жизнь ученого, когда он, затаив дыхание, замирает над своим микроскопом, насыщена до предела. В) В полной мере человеком ученый становится именно тогда, когда он наблюдает, когда он осмысливает свои наблюдения. C) Тут он идет вперед, тут он спешит. D) Тут он шествует гигантскими шагами, хотя тот, кто наблюдает, всегда неподвижен. E) Тут ему открывается та глубина, которую я и называю беспредельностью. 2. Cложноподчинённые предложения с последовательным подчинением A) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. B) Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. C) Но это не серьёзные отношения с землёй. D) Это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей. E) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим. 3. Cложноподчинённое предложение с последовательным подчинением A) Рябинин – талантливая натура, но зато лентяй ужасный. B) Я не думаю, чтобы из него вышло что-нибудь серьезное, хотя все молодые художники – его поклонники. C) Особенно мне кажется странным его пристрастие к так называемым реальным сюжетам: пишет лапти да полушубки, как будто бы мы не довольно насмотрелись на них в натуре. D) А что главное, он почти не работает. E) Когда безделье его покидает, Рябинин садится за мольберт и за месяц пишет картинку, о которой все кричат, как о чуде, находя, впрочем, что техника оставляет желать лучшего. Взаимопроверка: (на слайде правильные ответы и критерий оценивания)    
III. Рефлексия. 8. Итог урока. 1.Заполните вторую и третью колонки таблицы ЗУО по теме «СПП с несколькими придаточными»
знаю уточнил остались вопросы
     
   
  2. Возвращаемся к таблице верных и неверных утверждений. Заполните колонку «В конце урока»
В начале урока Утверждение В конце урока
     
   
  3. Слово учителя. Формативное и суммативное оценивание. – Таблицы сдайте. Я их проанализирую, определю, какие вопросы остались без ответа, у скольких и у кого. Исходя из полученных данных, запланирую дальнейшую нашу работу на уроке и, может быть, с кем-то индивидуально. - В оценочных листах запишите количество баллов и переведите в оценку согласно шкале данных. Передайте листы.    
9.Домашнее задание. Составьте тест из 5 вопросов по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»: 2 вопроса на определение типа подчинения, 3 - на количество знаков препинания.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: