Шаг пятый: согласование работы команды

Говоря о персонале, задействованном в осуществлении этой программы, мы уже упоминали некоторые функции команды тренеров. Отметим еще несколько моментов, связанных непосредственно с подготовкой и проведением мероприятия.

Так, тренерам, работающим на подобном мероприятии, помимо опыта работы с группой необходимо обладать навыками отслеживания и управления групповой динамикой, а также навыками индивидуального консультирования, так как параллельно с тренинговой работой у ребят могут возникать значимые вопросы, требующие индивидуальной проработки.

Чтобы командная работа тренеров была слаженной, до мероприятия им важно выработать единое понимание целей лагеря, определить способы реагирования на нарушения правил и сформировать принципы своего взаимодействия в ходе работы. Конечно, если многие вопросы решены до начала лагеря, то сама работа значительно облегчается. Однако, в ходе проведения лагеря важно грамотное распределение сил тренеров на различных этапах работы, так как подобное мероприятие является довольно энергозатратным. Поэтому важно продумывать и способы восстановления сил тренеров.

Чтобы облегчить взаимодействие с участниками во время лагеря, желательно, чтобы как минимум два тренера познакомились с группой на этапе набора участников, сформировали краткие психологические портреты всех подростков и могли до лагеря спланировать тактику работы с некоторыми из них.

Тренерам в лагере помимо непосредственной работы с подростками приходилось проводить каждодневный анализ всей проделанной работы — вечерние тренерские планерки. Анализ был необходим для того, чтобы понять, что из запланированного было сделано, а что нет, все ли поставленные задачи были решены, какой результат получен и что необходимо дополнительно проработать на следующем этапе. Кроме того, тренерам приходилось, нередко спонтанно, следуя за динамикой группы, перестраивать акценты или все содержание следующих тренингов или блоков работы. По окончании лагеря был проведен итоговый анализ, который позволил обобщить полученный опыт и сделать выводы на будущее.

Нужно учитывать, что во время проведения программ все равно возникнут вопросы и непредвиденные моменты, которые не учтешь заранее, и главное здесь — спокойно и оперативно реагировать. Каждая «внештатная» ситуация — это не только вызов профессионализму организаторов, но и возможность что-то узнать и чему-то научиться, проявить свои пока скрытые, быть может, качества и задействовать творческий потенциал. Способность тренеров к творческому реагированию в сложных ситуациях сама по себе оказывает мощное воспитательное воздействие на подростков.

В нашем лагере такая сложная ситуация возникла на четвертый день — перед открытием Мастерской дипломата. Накануне ночью несколько участников почти всю ночь не спали, при этом не давая спать своим соседям по комнате: один из них пристроился спать на диване в холле, другой просто бродил по коридорам, стараясь не попасться на глаза тренерам... И день дипломата начался с конфликта — тренеры вынесли на обсуждение группы вопрос о грубом нарушении принятых норм и неуважительном отношении одних участников программы к другим. Это была осознанная конфронтация, с высказыванием личных чувств и нравственных оценок. В группе детей произошел раскол, а впереди еще было четыре дня напряженной работы. Это был самый тяжелый день нашего лагеря. Но в какой-то степени он оказался ключевым для создания групповой сплоченности и личных изменений участников. Ребята вдруг осознали, что есть те, кому очень трудно себя проявить, кто не может выйти за пределы стереотипных ролей, потому что другие с готовностью их в этих ролях эксплуатируют. Это в первую очередь касалось ребят из группы социально благополучных подростков, которые вроде бы сознательно готовились помогать организаторам в проведении программы и должны были выступать проводниками положенных в ее основу идей. И здесь возник вопрос о том, что такое ответственность и как она делится между ребенком и взрослым, между одним участником и другим.

Все игры и упражнения в этот день проходили сквозь призму поставленной и нерешенной проблемы ответственности в коллективе (это было созвучно идее этого дня, но это получилось незапланированно). А вечером у нас была очень горячая и долгая «свечка», после которой равнодушных, «ускользающих» и пассивных в группе не осталось. И в оставшиеся дни смогли раскрыться те, кто не мог или не решался сделать этого раньше.

Пожалуй, на этом можно остановиться. Как уже заметил читатель, организационные уроки плавно стали переходить в уроки содержательные. А это верный признак того, что пора переходить к описанию собственно упражнений и процедур.


Глава 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: