Методические рекомендации. По первому вопросу. Охарактеризуйте сущность понятия «мировоззрение» и его структуру (мироощущение, миропонимание)

По первому вопросу. Охарактеризуйте сущность понятия «мировоззрение» и его структуру (мироощущение, миропонимание). Обратите внимание на различные компоненты человеческого сознания, входящие в состав мировоззрения (знания, ценности, идеалы, нормы и др.). Объясните отличие индивидуального субъекта мировоззрения от коллективного субъекта. Сформулируйте ответ на вопрос: почему люди имеют разное мировоззрение? Объясните специфику основных исторических типов мировоззрения (мифология, религия, философия). Когда и где появляется философское мировоззрение? Чем оно отличается от других? Обоснуйте роль разумного знания в философском мировоззрении. Какова роль кризиса традиционной культуры и религиозно-мифологического мировоззрения в появлении первых философских учений? Рассмотрите это на примере античного мира (Древняя Греция).

По второму вопросу. Определите предмет изучения философии и охарактеризуйте круг философских проблем. Какие вопросы можно считать философскими? Как понимали предмет философии известные философы? В чем состоит отличие философии от религии: в изучаемых проблемах или в применяемых методах познания? Перечислите традиционные разделы философского знания и их проблематику (обратите внимание на древние и новые разделы).

По третьему вопросу. Обратите внимание, что в мировой философии нет такой проблемы, которая для всех мыслителей имела бы статус «основного вопроса». Это понятие имеет условный характер и применимо только в рамках конкретного философского течения. Так, постановка основной философской проблемы в буддизме, христианской философии или марксизме кардинально отличаются. Традиционной трактовкой «основного вопроса» для российской философии XX в. является марксистская трактовка (сформулирована Ф. Энгельсом): соотношение духа и материи (сознания и бытия). Объясните две стороны этой постановки проблемы: онтологическую и гносеологическую. Дайте характеристику двух «основных» направлений философии: идеализма и материализма. Укажите их представителей. Отметьте исторические формы материализма, а также отличие объективного идеализма от субъективного идеализма.

По четвертому вопросу. Объясните место философского знания в сфере духовной культуры человечества. Что есть общего и чем отличаются философия от религии, искусства, науки, идеологии? Можно ли назвать философию наукой или искусством? Какую роль играет философия в жизни человека? В чем состоит практическая польза философии для каждого человека? Какое значение имеет философское знание в определении смысла жизни человека, его места в мире и принципов существования? Раскройте смысл ценностной, критической, методологической функций философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: