Педагог - классный руководитель, мастер производственного обучения, куратор учебной группы. Статус, права и обязанности. Цели воспитательной деятельности педагога. Основные принципы деятельности. Основные функции. Нормативно-правовая база воспитательной деятельности педагога. Заместитель директора по воспитательной работе. Функциональные обязанности заместителя директора по воспитательной работе.
Тема 5. Содержание, методы, формы и средства воспитательной работы
Цели воспитания. Эволюция целей и задач воспитания во времени в зависимости от социального заказа. Макаренко А.С. о целях воспитания. Технология целеполагания в аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях.
Содержание воспитания. Ценности и идеалы. Ценностные ориентации современного человека.
Методы воспитания. Классификации методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания. Методические приемы. Их классификация. Условия и факторы, определяющие выбор оптимальных в каждой конкретной ситуации методических приемов.
Средства воспитания. Характеристика основных средств воспитания. Их классификация. Условия выбора оптимальных средств воспитания.
Формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.
Педагогическая задача. Педагогическая ситуация. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
Тема 6. Планирование воспитательной работы
Общая характеристика планирования воспитательной работы. Планирование работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы.
Содержание, форма и структура плана воспитательной работы. Требования к планированию воспитательной работы. Взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования.
Направления воспитательной работы. Задачи и содержание каждого направления.
Педагогическая программа воспитания учащихся и методика ее проектирования.
Программа формирования базовой культуры личности. Культура жизненного самоопределения. Целевые программы «Здоровое поколение», «Экономическая активность личности», «Позитивное мышление», «Правовая грамотность», «Основы экологической культуры» и др.
Программа освоения социальных ролей. Социальные сферы и роли. Семьянин. Член детского, подросткового, молодёжного сообщества. Ученик, воспитанник. Патриот своего города. Россиянин, гражданин своего Отечества. Человек мира. Человек-творец.
Программа воспитания ценностного отношения к миру.
Методики организации разнообразных (традиционных и инновационных) форм воспитательной работы.