Методика реабилитации психомоторных нарушении
У умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК
г.в.гуровец, д.с.гуровец
Московский педагогический государственный университет им. В.ИЛенина Вспомогательная школа №804, Москва
Рассматриваются особенности психомоторного развития умственно отсталых школьников и предлагается методика корригирующих занятий.
ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО развития у детей со сложной структурой дефекта рассматривается как в медицинской, так и психолого-педагогической литературе.
Известно, что причиной поражения нервной системы являются различные вредности, влияющие в пренатальном, натальном и постнатальном периоде [1, 4, 12 и др.]. Нервная система, как наиболее высокодифференцированная и очень чувствительная, легко страдает от внешних и внутренних воздействий и в этом случае не получает достаточного развития, что сказывается в задержке моторных (умение держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить) и психических (улыбка, контакт, интерес к игрушкам, дифференциация окружающих) функций. Клинические проявления и степень выраженности моторных нарушений варьируют от значительных, при которых наблюдаются паретические (спастические, атонические, гиперкинетические) симптомы и диагностируется энцефалопатия или детский церебральный паралич (ДЦП), до маловыраженных отклонений, определяемых как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Задержка моторного развития с раннего детского возраста приводит к дефициту сенсомоторного опыта, ограничивая познание окружающего мира. Сенсорные функции (слух, зрение, ощущение) развиваются в тесном взаимодействии с двигательными навыками, формируя целостную интегративную систему, лежащую в основе речи и интеллектуальной деятельности. Поражение нервной системы на ранних этапах жизнедеятельности ребенка приводит к различной степени выраженности психических расстройств — от явлений энцефалостении (повышенной утомляемости и истощаемости клеток коры головного мозга) до задержки психического развития или умственной отсталости.
|
|
Учитывая, что остаточные явления моторных нарушений могут быть обнаружены в разные возрастные сроки, могут иметь различную степень выраженности и сочетаться с интеллектуальными расстройствами, мы поставили перед собой задачу изучить особенности психомоторного развития детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе для детей с отклонениями в умственном развитии, и разработать методику занятий на уроках лечебной физкультуры (ЛФК).
С этой целью мы изучили медицинские карты учащихся, в которых указывались сроки моторного развития, беседовали с родителями. На занятиях ЛФК обращали внимание на состояние общей и мелкой моторики, координацию движений, пространственное восприятие, степень понимания и выполнения инструкций.
|
|
В специальную (коррекционную) школу приходят дети с диагнозом "олигофрения" в возрасте 7 — 8 лет. Часть наших учеников посещали массовый детский сад, а затем массовую школу. Моторные нарушения, отмечавшиеся у этих детей в раннем детском возрасте, позже в известной мере компенсировались, однако несформированность мелкой моторики сохранялась. Эти трудности в сочетании с интеллектуальной недостаточностью стали наиболее заметны при школьном обучении, что дало основание ставить соответствующий диагноз и переводить ребенка в специальную школу. Другая часть детей пришла в специальную школу из детского сада для детей с отклонениями в умственном развитии. У этих детей моторная недостаточность была более выражена и проявлялась в несформирован-ности как общей, так и мелкой моторики: в течение длительного времени дети не могли научиться самостоятельно есть, одеваться, ходить по лестнице, играть с игрушками, правильно держать карандаш, рисовать. У всех детей отмечались нарушения речевой деятельности: фонетико-фонематические и лексико-грамматические расстройства, которые, несмотря на длительные логопедические занятия, не компенсировались. Уровень интеллектуального развития был снижен, что давало основание направить этих детей в специальную школу непосредственно из детского сада.
У детей с отставанием в умственном развитии, поступивших в школу, мы отметили такие моторные нарушения, как спастичность, расстройства координации, неловкость, замедленность реакций. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным пониманием инструкций, нарушением ориентировки в пространстве. Наряду с недостаточно сформированной общей моторикой отмечались отклонения в организации мелкой моторики, обеспечивающей тонкие, дифференцированные движения при выполнении трудовых процессов, при лепке, конструировании, письме и других двигательных актах. Мелкая моторика, обусловленная развитием сенсорных и моторных отделов кортикальных структур, формируется и совершенствуется в процессе трудовой деятельности. У умственно отсталых детей страдает возможность вырабатывать и закреплять эти движения, делать их автоматизированными. На это требуется долгое время и большое количество повторений. На занятиях ЛФК у детей выявлялось снижение мышечной силы, замедленность реакций, нарушение темпа произвольных движений, слабость и неустойчивость дифференцировок. При более выраженных формах умственного недоразвития трудными для выполнения оказывались даже простые двигательные акты.
У детей, как мы уже говорили, отмечались речевые нарушения. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным пониманием словесных инструкций, несформированностью конструктивного праксиса, недостаточным удержанием инструкции в памяти (акустико-мнестические расстройства). Моторные нарушения проявлялись в форме фонетико-фонематических и лексико-грамматических расстройств.
Таким образом, у детей с отклонениями в умственном развитии выявляется весь комплекс сенсомоторных, речевых и интеллектуальных расстройств. Для компенсации и коррекции сенсомоторных нарушений в школе проводятся занятия по лечебной физкультуре. Они особенно важны для учеников начальных классов, так как оказывать коррекционное воздействие на моторные функции лучше в этом возрасте. (В медицинских учреждениях ЛФК проводится преимущественно для преодоления соматических заболеваний: частых ОРЗ, пневмонии, дискинезии, нарушения осанки и др.).
|
|
Перед учителем, ведущим лечебную физкультуру в специальной школе, стоят следующие задачи:
развитие общей и мелкой моторики;
укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций;
работа над преодолением координационной недостаточности;
работа над формированием пространственной ориентации;
приемы по исправлению косолапости и плоскостопия;
профилактика и коррекция нарушений осанки;
нормализация дыхания и профилактика простудных заболеваний.
Для проведения занятий ЛФК в школе есть специально оборудованный кабинет с необходимым инвентарем (пол покрыт ковровой дорожкой, имеются гимнастические палки, большие и малые мячи, обручи, кегли, скамейки, тренажеры для ног, велотренажер, детский набор для игры в бадминтон и др.). Помещение, в котором проводится лечебная физкультура, должно содержаться в чистоте, регулярно проветриваться, а ковровые дорожки нужно систематически пылесосить. Температура воздуха не должна превышать 18 — 20°. Средняя наполняемость группы 6 — 8 человек; это дети, имеющие сходные нарушения. Занятия могут проводиться как в сетке учебного расписания, так и вне его.
Урок ЛФК состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части проводятся разминка и общеукрепляющие упражнения. В основную часть включаются специальные упражнения в соответствии с выбранной учителем коррекционной методикой, игровые упражнения и игры — все это с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В заключительной части занятия используются успокаивающие упражнения: дыхательные, расслабляющие и т.д.
При проведении физических упражнений полезно помнить о соблюдении следующих условий. Надо:
правильно выбрать исходное положение;
предложить необходимое количество повторений;
следить за темпом, ритмом, амплитудой движений;
следить за точностью выполнения упражнений;
переходить от простых упражнений к более сложным;
должное значение придавать эмоциональному фактору;
воспитывать у детей умение контролировать себя.