Модерация - это технология групповой работы, в которой с помощью различных техник создаются благоприятные условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой и, зачастую, разными взглядами на рассматриваемую проблему.
В качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников.
Рабочий процесс модератора протекает с использованием методов визуализации, верба-лизации, презентации и обратной связи.
Модератор - ведущий процесса модерации, с нейтральной позицией и знанием предметной области.
Модератор должен:
а) обеспечить рабочий процесс:
· Выдать инструкцию на работу и мотивировать участников (что делаем / зачем)
· Обеспечить выполнение (контроль и корректировка)
· Управлять темпом работы
· Использовать альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа
б) обеспечивать коммуникацию участников
|
|
· Подбирать стиль общения, оценивая качества и роли участников,
· Держать фокус на заданной теме (все вовлечены в обсуждение)
· Противостоять троллингу или использовать его во благо
· Обеспечить оптимальное психологическое состояние (например, смех для снятия барьеров)
в) управлять содержанием
· Владеть предметом (знать терминологию предметной области, иметь базовые представления)
· Отбирать качественные предложения (фильтр – симулякры, релевантность)
· Помогать формулировать кратко и емко, сохраняя суть.
Ведущий и модераторы несут полную ответственность за процесс и за результат – это не техническая, а содержательная роль.
Если группы работают над разными темами, то основная ответственность за результат – у модераторов (только они знают мнение участников).
Сценарий работы модераторов в группах
Такт 1
Начните с объяснения правил работы. Покажите стартовую карту, объясните термины тренда и технологии, покажите связи. Предъявите группе один образец заполнения карточки. Объясните горизонты, в которых будет выполняться работа.
Общее время такта:
10 мин.
Итоги такта:
Присвоение правил работы.
Такт 2
До начала заполнения карточек «раскачайте» группу, запустите обсуждение предложенных трендов и технологий (15 мин). Переведите группу в режим критики и коррекции, а также генерации новых карточек трендов, актуальных сейчас в теме их приоритетного направления и конкретных критических технологий. На первом такте достаточно 5-8 наиболее значимых трендов. Поскольку тренды наиболее сложны для формулировки, разрешите группе доработать свои предложения в конце рабочей сессии. Заведите формат голосования по карточкам в случае «залипания» группы на обсуждение конкретных предложений. Постарайтесь в начале или середине работы определить лидера, который сможет подготовить от имени группы доклад по основным результатам работы.
|
|
Общее время такта:
30-40 мин.
Итоги такта:
В стартовом году карты (2012) размещены 6-10 трендов, все участники опробовали технологию заполнения карточек, группа понимает разницу между трендом и технологией и принципы связи между сущностями, размещены 15-20 технологий, группа умеет быстро голосовать за предложения, так же возможно определение докладчика по итогам такта.
Такт 3
Приведите группе пример формата, связанного с конкретной технологией. Объясните разницу между форматом и технологией. Потренируйтесь в формулировке формата (и продукта, и услуги). Разместите на карте форматы рядом с технологиями. Далее участники предлагают свои карточки (возможна индивидуальная или групповая работа: генерация - 5-7 минут, по 1-2 карточки от каждого, и в итоге по 4-6 избранных карточек от группы). Далее такт обсуждения и размещения на карте– 20-30 минут.
Общее время такта:
30-40 минут.
Итоги такта:
На карте (2012-2030) размещены 10-20 форматов. Участники присвоили технологию связи форматов и технологий.
Такт 4
После завершения первого цикла формирования карты обратитесь к получившимся на карте кластерам сущностей (связки «тренд-технология-формат»). Обозначьте каждый получившийся кластер с позиции перспективного рынка. В случае недостаточности информации доформулируйте недостающие карточки трендов (тенденций в обществе), технологий (векторов развития науки и промышленности) и форматов (продуктов и услуг, удовлетворяющих конкретного потребителя).
Общее время такта:
До 20 мин.
Итоги такта:
На карте обозначено 5-10 перспективных рынков, доразмещено 5-15 дополнительных карточек трендов, технологий и форматов.
Такт 5
Предложите описать технологические угрозы, связанные с каждым из обозначенных рынков, способные уничтожить или ослабить этот рынок с учетом трендов, технологий и форматов, включенных в него. Участники формулируют карточки угроз самостоятельно, голосуют и размещают их, «приклеивая» к рынку. Отметьте, что «повисших» угроз на этой карте не должно быть. Модератор должен удерживать планку технологических угроз, не допуская (или допуская в крайнем случае) организационно-управленческие угрозы.
Общее время такта:
20-30 мин.
Итоги такта:
Под каждый обозначенный перспективный рынок участниками предложено 1-3 технологические угрозы.
Такт 6
Группа готовит доклад. Фокус доклада – наиболее перспективные рынки и угрозы. Остальное участники смогут прочитать на самой карте. Доклад делает представитель группы (не модератор). Группа переносит карту из своего рабочего пространства в общий зал и делает доклад, ссылаясь на нее. На подготовку доклада есть 20-25 мин, включая кофе-брейк. После докладов руководитель программы дает задание на перерыв.
Общее время такта:
До 30 мин.
Итоги такта:
Выявлены ключевые рынки и угрозы, участники разделили общие направления развития и доложили их в качестве единого мнения группы.
Такт 7
Перерыв. В ходе перерыва участники в индивидуальном порядке могут разместить свои критичные комментарии (в формате карточек трендов, технологий, форматов, угроз) на чужих отраслевых картах.