Тема 10. Социально-экономическая эффективность таможенного дела. Санитарно-экологическая эффективность таможенного дела

На семинаре необходимо обсудить следующие основные вопросы:
1. Проблемы экономической эффективности в таможенном деле.
2. Эффективность контроля начисления и уплаты таможенных платежей.
3. Эффективность контроля таможенной стоимости.
4. Анализ эффективности валютного контроля.
5. Эффективность деятельности таможенных органов по выявлению нарушений таможенного законодательства.
6. Модернизация таможенной службы: проблемы эффективности.
Ежегодно ФТС издает приказ о контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. В соответствии с приказом ФТС к числу показателей эффективности деятельности таможенных органов относятся:

1. Показатели эффективности контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет:

- таможенные платежи, перечисляемые в федеральный бюджет (млн.руб.);

- доля таможенных платежей, довзысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены, в общей сумме довзысканных таможенных платежей по всем решениям о корректировке таможенной стоимости товаров (%);

- доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам корректировок таможенной стоимости;

- доля возникшей суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в общей сумме денежных средств, перечисленных в федеральный бюджет.

2. Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию определенных товаров (раз).

3. Сокращение расхождений в средней стоимости 1 кг (и(или) дополнительной единицы измерения – ДЕИ) определенных товаров при их импорте в Россию из стран-партнеров и при экспорте из стран-партнеров в Россию (по статистике стран-партнеров):

- увеличение средней стоимости 1 кг (и (или) ДЕИ) товаров, происходящих из Китая (до уровня страны-партнера) – долл. США;

- увеличение средней стоимости 1 кг (и (или) ДЕИ) товаров, происходящих из стран ЕС (до уровня стран-партнеров) – долл. США.

4. Количество выявленных контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (тыс. единиц контрафактной продукции).

5. Обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера (%).

6. Эффективность проведенных таможенными органами роверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ (%).

7. Повышение степени информатизации и информационной открытости таможенных органов РФ:

- количество таможенных органов, имеющих достаточную

техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования (единиц);

- коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью ФТС России – ВИТС (%).

8. Доля ГТД:

- срок выпуска по которым составляет 1 день (%);

- срок выпуска по которым необоснованно составляет более 3 дней (в числе ГТД, оформленных в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления и экспорта) - %.

9. Показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами:

- доля решений о корректировке таможенной стоимости, отмененных судами, в общем числе принятых таможенными органами решений о проведении корректировки таможенной стоимости (%);

- доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами (%) и др.

10. Среднее время первичного реагирования по фактам выявления признаков незаконного перемещения через таможенную границу РФ делящихся и радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующих излучений (минуты):

- в автомобильных пунктах пропуска;

- в воздушных пунктах пропуска;

- в железнодорожных пунктах пропуска;

- в морских пунктах пропуска.

11. Эффективность деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

- эффективность применения таможенными органами таможенных

досмотров товаров и транспортныхсредств при ввозе товаров отдельных

групп по ТН ВЭД России (%) и др.

Для всех показателей приводится методика их расчета, поквартальные значения показателя, к которым нужно стремиться, а также структурные подразделения, ответственные за выполнение конкретных показателей.

КЕЙС

«ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

В современных экономических условиях таможенные платежи являются главной составляющей федерального бюджета РФ. С 1991 г. их доля (10,5%) постоянно увеличивалась и по итогам 2011 г. достигла 54% в федеральном бюджете. Следует отметить, что основой для начисления всех таможенных платежей в подавляющем большинстве случаев является таможенная стоимость, поэтому крайне важно правильное определение ее величины при таможенном декларировании.

В целом структуру таможенной стоимости можно упрощенно представить

в виде формулы

Таможенная стоимость = основа (цена контракта) + дополнительные

начисления - вычеты (зависят от направления передвижения и т. д.).

Риск экономического ущерба от перемещения через таможенную границу то-

варов, содержащих объекты интеллектуальной собственности, связан с занижением таможенной стоимости и, как следствие, начислением в меньшем объеме таможенных платежей.

Внешняя торговля товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, является, по сути, передачей прав от иностранного лица-прав

обладателя на использование этих объектов интеллектуальной собственности

применительно к определенной группе товаров российскому лицу.

Так, при осуществлении любой внешнеэкономической сделки, связанной с куплей-продажей товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, необходимо учитывать наличие лицензионного договора и обусловленных им лицензионных платежей.

Под лицензионными платежами понимают выплату денежного вознаграждения индивидуальным предпринимателем (физическим лицом) или юридическим лицом владельцу или создателю интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, промышленного образца, произведения искусства, литературы и т. д.) за право пользования этой собственностью в коммерческих целях.

В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при определении таможенной стоимости в том числе учитываются и расходы, не включенные в цену контракта за ввозимые товары, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Порядок начисления и оплаты лицензионных платежей условно можно

Разделить на два вида: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированным) платеж. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет конкретную заранее оговоренную сумму, либо составляет фиксированный процент от стоимости либо количества единиц товара, указанных во внешнеторговом договоре.

Наибольшую сложность для правильного определения таможенной стоимости представляют поставки товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых размер лицензионных платежей зависит от успеха реализации товаров на внутреннем рынке, т. е. на момент декларирования товаров таможенному органу у декларанта отсутствует возможность количественного определения лицензионных платежей в структуре таможенной стоимости.

Практическая ситуация:

В Россию осуществлен фирмой «А» (Россия) ввоз определенной группы товаров «бытовая техника», маркированных товарным знаком «Весна»в рамках заключенного контракта. Оформлено сублицензионное соглашение, заключенное между фирмой А (Россия) и правообладателем товарного знака «Весна» (иностранное государство), в соответствии с которым уплата лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» осуществляется ежеквартально. Лицензионные платежи распространяются на весь перечень ввозимой продукции, маркированной товарным знаком «Весна».

На основании указанного соглашения выявлено, что за использование

товарного знака «Весна» фирмой А (Россия) уплачиваются лицензионные платежи в размере 1,4% от объема продаж товаров в России, но не более 6,5 млн. долл. США в год. Лицензионные платежи распространяются на весь перечень ввозимой продукции, маркированной товарным знаком «Весна». По результатам перечислений денежных средств в течение двух первых кварталов отчетного года достигнут лимит по уплате лицензионных платежей в 6,5 млн долл. США, установленный вышеуказанным соглашением. Обязательства по уплате лицензионных платежей за использование товарного знака «Весна» за отчетный год исполнены полностью.

Задание: оценить порядок и характер действий таможенных органов в определении суммы таможенных платежей при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальнойсобственности (камеральная проверка).

В рассматриваемом примере целесообразно обратится к п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Литература:

1. &Е.Л.Андрейчук, В.Ю.Дианова, В.П.Смирнов Экономика таможенного дела: учебник – СПб: ИЦ Интермедия, 2012. – 201-213 с.

2. &Ю.Н.Самолаев Организация таможенного дела в Российской федерации: учебное пособие. – М.:Альфа-М:ИНФРА-М,2012. –216-241с.

3. www.customs.ru// Сайт таможенного законодательства и таможенных новостей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: