Сценарии, по которым вы действуете

«Когда не знаешь, что именно ты делаешь, делай это тщательно».

Правило для лаборантов

Театр человеческой жизни. Знаете, многие академические психологи до сих пор выходят из себя, услышав расхожее сравнение человеческой жизнедеятельности с неким театром (часто —- абсурда). Но что уж тут поделаешь, ежели жизнь человека и впрямь сильно смахивает на некое весьма длинное театральное действо, в котором у каждого из нас есть свои роли (то, что мы привычно делаем), амплуа (то, как, по большому счету, мы делаем), главный сценарный план (то, что мы осуществляем в ходе всей нашей жизнедеятельности) и сценарии отдельных повторяющихся эпизодов (то, как мы действуем в привычных условиях и обстоятельствах). Так вот именно с этим последним — сценариями нашей повседневности — мы сейчас и будем разбираться.

Система заученных последовательностей. С точки зрения нейролингвистического программирования здесь все действительно довольно-таки просто. Ибо на этом — весьма поверхностном — уровне анализа вашей уникальной личности, мы имеем дело с весьма несложными бессознательными программками, реализующимися как сценарии поведения и действий в повторяющихся ситуациях повседневной жизни. Имя этим сценариям легион, и не случайно энэлперы — кто с иронией, а кто и с горечью — утверждают, что на 90% поведение человека является (всего-навсего) системой заученных последовательностей реакций, способов поведения и действий (разумеется, бессознательного плана). С одной стороны, это хорошо, ибо как бы развязывает нам руки от сиюминутных осознаний, давая — в идеале — заниматься разумным, добрым и вечным (ну зачем нам, например, осознанно. ходить, если в этом случае этак 70-80% общей деятельности нашего сознания, будет направлено только лишь на поддержание нашего же перемещения в нужном направлении и по возможности в вертикальном положении). С другой — очень плохо, потому что, во-первых, заученные нами последовательности могут быть сплошь и рядом неэкологичными (чего стоит, например, бессмысленный набор действий по регулярному употреблению алкоголя или, упаси боже, наркотиков). А во-вторых, именно наличие таких, вот бессознательных сценариев дает подавляющему большинству представителей вида Homo Sapiens (сиречь, человека разумного) возможность существовать практически безо всякой разумности, то бишь осознания — себя, действительности, мира, а заодно и своих Целей, Предназначения и Смысла жизни. Или, иными словами, просто спать, пребывать в спящем состоянии, никак не пробуждаясь к реальной жизни с ее действительными проблемами. Эту самую простую, но ужасную по выводам и последствиям мысль — о том, что очень и очень многие из нас не живут (сиречь, бодрствуют), а существуют (то есть спят) — впервые сформулировал великий «духо-вед» Гурджиев, школа которого, кстати, считала пробуждение человека от гипноза повседневной реальности необходимым (хотя и не всегда достаточным) условием его последующего роста и развития. А то ведь что получается: большую часть времени своей драгоценной жизни мы действительно спим, бездумно катясь по рельсам заученных последовательностей. Просыпаемся, если рельсы эти внезапно упираются в тупик (нет соответствующего сценария), но только лишь на то время, которое необходимо для того, чтобы соорудить или добыть что-то подходящее для преодоления этого самого препятствия (например, скомбинировать имеющиеся программы или заучить новую последовательность). И снова засыпаем — часто до той самой поры, пока великий учитель по имени Смерть не вырвет, наконец, нас, из сноподобного существования, и, возможно, брезгливо поморщившись, отправит бракованный, не реализовавший себя материал, на переплавку и перековку, чтобы хоть в следующей жизни из него получилось что-то путное... Впрочем, стоп, я увлекся, это уже больше по части следующей книги. Однако как же горько порой бывает наблюдать за людьми-сомнамбулами, которые, согласно заученным последовательностям, десятилетиями ходят на одну и ту же работу. Бездумно выполняют на ней все тот же привычный набор операций. И годами ездят от-дыхать в одно и то же место (где, кстати, обожают селиться в одних и тех же корпусах или комнатах, питаться в одних и тех же кафе или столовых и загорать и даже купаться в одном и том же месте). Кстати, теперь вы, наверное, догадались, что пресловутые экзистенциальные ситуации, рывком (или пинком) подводящие человека к осознанию Смысла своей жизни, как раз и являются своеобразными Великими Пробудителями от сна в гипнозе реальности. Великими потому, что переживший их обычно просыпается уже всерьез и надолго...

Триггеры нашего поведения. Но вернемся к сценариям — заученным последовательностям реакций и способов действий. То, что, как и все остальные «программы» человеческой Психики, они приобретаются в результате И процессе жизнедеятельности; для нас сейчас особо не важно. Важно совсем другое: то, как они включаются. Здесь в НЛП (и уже давным-давно) используется такое понятие, как триггер, под которым подразумевается некий сигнал, как раз и запускающий соответствующую программу. Используя компьютерную аналогию; можно сказать, что это как бы своеобразная кнопочка или файлик ее (программы) включения. Помните (если «помните), еще до Pentium и Windows, когда мы работали на слабеньких, но жутко дорогих тогда, компьютерах XT и AT, в Norton Commander существовали специальные запускающие программы файлы, помеченные значками com и bat? Так вот, триггеры в нашей психике выполняют ту же роль, причем в большинстве случаев срабатывают они бессознательно. Но что здесь печально, так это то, что, ежели программа запущена, остановить ее оказывается весьма и весьма трудным делом — она должна осуществиться до конца. И, в большинстве случаев, после срабатывания триггера человек становится буквально одержим заработавшей программой — «процесс пошел», и это как лавина, которую не остановить. А буде любой триггер есть вещь весьма и весьма устойчивая (нет ни времени, ни места объяснять почему), в нейролингвистическом программировании мы его, как правило (но далеко не всегда), сохраняем, одновременно как бы подключая новую, уже экологичную программу способов поведения, реакции и действий. А ежели еще и создаем что-то уж совсем новое (на данном, в основном поведенческом, уровне), то обязательно делаем для этого нового отдельный и тоже новый триггер — чтобы вы не озабочивались сознательным включением этих, уже куда как более совершенных, программ, а наоборот, в нужное время и в нужном месте, они включались сами — неосознанно для вас.

Какие такие бывают триггеры? Проще всего их подразделить на внешние и внутренние — то есть те, которые находятся вне или внутри вас. Например, одно только появление перед вами воочию горячо любимой тещи может являться внешним триггером, запускающим вашу же весьма и весьма неэкологичную реакцию раздражения.. Или (но не наоборот) внезапно возникшее ощущение тревоги может служить внутренним триггером для возникновения так же весьма неэкологичных реакций депрессии или паники (то, что, разбираясь здесь с вроде бы в основном поведенческой областью, мы затрагиваем сферу эмоциональных реакций совершенно нормально, ибо границы между ними условны и призрачны). Ежели к этому добавить уже известный вам принцип описания человеческого опыта через такие его ипостаси или модальности, как V (визуальное), А (аудиальное), К (кинестетическое) — дискретную (Д) пока опустим —. то становится возможным представить пространство триггеров как бы не только полно, но еще и выпукло (или впукло?). Ибо тогда получается, что триггером для вас может выступать нечто внешневизуальное (Ve, где е значит external, или внешнее, как сказал бы энэлпер) — например, все та же теща воочию. Что-то внутренневизуальное (Vi, где i значит internal, или внутреннее) — к примеру «вспомянутый» некстати образ этой же тещи, но не воочию, а в воображении. Нечто внешнеаудиальное (Ае) — например, произнесенное кем-то обидное слово, заставляющее вас привычно взрываться. Что-то внутреннеаудиальное (Ai) — к пример, воспоминание об этих самых обидных словах, после коего вы, опять-таки привычно, срываете зло на окружающих. Нечто внешнекинестетическое (Ке), когда, например, вы начинаете судорожно вырываться из дружеских или даже любовных объятий, потому что именно так вас держал кто-то, кто делал вам что-то плохое (импринтированнаяреакция); или же потому, что за этим стоит какая-то заученная и даже экологичная, но не здесь и теперь система действий — например, освобождение от захвата в айки-до. Или же что-то внутреннекинестетическое (Ki) — к примеру, уже упоминавшееся мною ощущение тревоги.

Поскольку в -своей повседневной жизни люди куда чаще и активнее пользуются V-каналом (просто потому, что этот мир преимущественно визуален), подавляющее большинство триггеров неэкологичных реакций так же визуально. А буде для вашего бессознательного в общем-то просто наплевать, увидели вы триггер в режиме Ve или вспомнили, о нем в модальности Vi, этим-то мы сейчас и воспользуемся. И прежде всего — для переработки всех выделенных вами несовершенных реакций и действий в более совершенные.

Способы работы со сценариями. Делаться это будет двумя способами. В первом из них мы, особо даже не разбираясь с содержанием вашего «внутреннего видео» (по мнению энэлперов, сценарии поведения и действий можно представить в виде бессознательно просматриваемых «кинофильмов»), в самое его начало (сразу после триггера), будем как бы «подсовывать» вашему мозгу нового «героя»: сильного вместо слабого, смелого вместо трусливого — и т. д. и т. п. Появление коего, по сути, просто «взорвет» весь сценарий, одновременно модифицируя его в нужном, более совершенном плане (как вы сами понимаете, смелый человек вряд ли будет по-прежнему реализовывать трусливый сценарный план).

Bo-втором же из этих самых двух способов, опять-таки опираясь на триггер, станем как бы переписывать содержание соответствующего «кинофильма» (или даже просто создавать новый), дабы внутренние сценарии вашего поведения и действий были или стали и совершенными, и экологичными.

Психотехнология взмаха. Первый из вышеописанных способов самосовершенствования целиком и полностью базируется на так называемой психотехнологии взмаха. Что это такое? Как ни странно, коротко сказать трудно. Ибо в нейро-лингвистическом программировании практически отсутствует четкое определение этого самого метода взмаха. Упоминая о нем, специалисты по НЛП обычно предпочитают говорить о том, что, данная психотехнология работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить. При этом обычно добавляют, что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления (По; Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор «Введение в НЛП»).

Несколько более конкретно, такое авторитетное издание как «Психотерапевтическая энциклопедия» в статье «методики визуализации» рассматривает взмах как пример интеграции проблемного образа и ресурса, суть которого (взмаха) заключается в том, что в проблемный образ (у нас это начало «кинофильма») помещается- ресурсный образ (это у нас новый и сильный вы), каковой, в конечном счете, этот самый проблемный образ вытесняет. В этой статье, кстати, приводится пример пошагового, использования данной психотехнологии при лечении неуверенности, который (пример) я приведу для начального вашего ознакомления с методов взмаха (По: «Психотерапевтическая энциклопедия». Под редакцией Б. Д. Корвасарского).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: