Для перевозки грузов торговые предприятия используют собственный автомобильный транспорт, транспорт общего пользования либо принадлежащий предприятиям с коллективной или частной собственностью.
Порядок перевозки товаров определяется Уставом автомобильного транспорта, на основании которого в республике разработаны и введены в действие Правила планирования перевозки грузов, Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, Правила перевозок отдельных грузов и др.
В соответствии с этими документами перевозки товаров автомобильным транспортом осуществляются на основе заявки, которая разрабатывается грузоотправителем и представляется автотранспортному предприятию или частному перевозчику за 48 часов до начала перевозки. В заявке указывается объем перевозки, вид груза, наименование грузополучателя, расстояние перевозки и др. При составлении заявки определяется потребность в транспортных средствах. Для этого вначале определяется суточная производительность автомобиля (Р):
|
|
Т * q * k
Р = ------------------
L + t
υ
где Т — полезное время работы автомобиля, мин; q— грузоподъемность автомобиля, т; k— коэффициент использования грузоподъемности автомобиля; L— длина рейса, км; υ
— техническая скорость автомобиля, км/м; t — время простоя под подгрузкой и разгрузкой, мин
После этого рассчитывается необходимое количество автомобилей (М):
М= Q / Р,
где Q — количество грузов, подлежащих перевозке за сутки, т.
Классификация перевозок. Грузовые автомобильные перевозки классифицируются по следующим признакам:
по принадлежности транспортных средств: перевозки транспортом общего пользования, ведомственным транспортом и транспортом предпринимательских структур;
по территориальному признаку перевозки могут быть технологические (внутрихозяйственные), городские, пригородные (до 50 км), междугородние (более 50 км на территории Республики Беларусь и стран СНГ), международные (страны Прибалтики и
дальнего зарубежья);
по виду сообщения различают перевозки в прямом автомобильном и прямом смешанном (автомобилъно-железнодорож-ном, автомобильно-водном и т.п.) транспорте;
по организационному признаку перевозки делятся на централизованные и децентрализованные (самовывоз);
по времени перевозки - постоянные, сезонные и разовые;
по виду перевозимых грузов - тарные, бестарные, в таре-оборудовании, навалочные, наливные, скоропортящиеся и т.п.;
по размеру партии товара - массовые грузы, партионные (до 20 т) мелкопартионные (до 2 т);
по оплате перевозки могут осуществляться по сдельным, повременным, покилометровым тарифам или по договорным ценам.
|
|
Перевозочные документы. Основными перевозочными документами на автомобильном транспорте являются товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) и путевой лист шофера.
Товарно-транспортная накладная - обязательный документ строгой отчетности для всех торговых предприятий независимо от формы собственности. Она заполняется грузоотправителем в четырех экземплярах: один экземпляр остается у грузоотправителя, второй •— грузополучателя, третий служит основанием для расчетов с транспортным предприятием, четвертый прилагается к путевому листу для учета выполненной шофером работы.
В товарно-транспортной накладной должны быть указаны:
дата перевозки;
марка и государственный номер автомобиля;
владелец транспорта;
заказчик;
грузоотправитель и грузополучатель;
пункты погрузки и разгрузки.
В товарной части указывается наименование товара, цена единицы, стоимость всей партии, вид тары, количество мест.
В транспортной части учитывается время прибытия, простоя и убытия автомобиля, дополнительные операции и услуги и т.п.
В путевом листе указывается маршрут, время выхода автомобиля из гаража и его возращения. По этому документу учитывается работа автомобиля и шофера, расход топлива, производятся расчеты за перевозку.
Прием грузов к перевозке. Отправитель представляет транспортному предприятию заявку на день, декаду, месяц. Суточная заявка может быть уточнена до 11 часов накануне дня перевозки.
Грузоотправитель представляет груз, подготовленный к перевозке: затаренный, сгруппированный, с выписанными документами на перевозку и пропуск на право проезда к месту погрузки и разгрузки. Правила перевозок определяют случаи, когда транспортное предприятие может отказаться от перевозки: груз незатарен, его масса превышает грузоподъемность автомобиля, не оформлены перевозочные документы, из-за стихийных бедствий и т.п.
При приеме груза к перевозке водитель обязан предъявить служебное удостоверение и путевой лист с печатью транспортного предприятия.
При сдаче грузов навалом, наливом, насыпью, в контейнерах в товарно-транспортной накладной указывается их масса. Масса тарных и штучных грузов определяются до предъявления их к перевозке и проставляется на грузовых листах. Она может определяться взвешиванием, подсчетом грузовых мест, расчетным путем, обмером, по объемной массе.
Масса определяется совместно отправителем и перевозчиком техническими средствами отправителя, а на грузовых автостанциях — техническим средствами перевозчика.
При перевозке тарных и штучных грузов мелкими отправками отправитель маркирует каждое место нанесением определенных знаков или с помощью ярлыков.
Полностью загруженные автомобили — фургоны, прицепы, цистерны, контейнеры, отдельные секции — отправитель должен опломбировать. Мелкоштучные грузы пломбируются как бандероли.
Погрузка и разгрузка и другие необходимые операции (укрепление, укрытие, увязка, снятие) возлагаются на грузоотправителей и грузополучателей. По соответствующему договору эти функции может взять на себя автотранспортное предприятие.
Порядок приемки товаров в контейнерах, оформление документов, порядок предъявления претензий к органам транспорта или грузоотправителям аналогичен повагонным отправкам.
Пакетные перевозки. Пакетирование, как и контейнеризация, представляет собой укрупнение грузовых мест с помощью различных технических средств. Эти средства могут быть многоразового и одноразового пользования и принадлежать транспортным предприятиям, отправителям и получателям товаров. Средства разового использования обеспечивает всегда отправитель.
|
|
В Правилах перевозок предусмотрено, что укрупненное грузовое место или пакет должно обеспечивать:
возможность механизации погрузки (разгрузки);
целостность пакета;
сохранность грузов;
максимальное использование транспортных средств;
безопасность грузовых работ.
В пакетах могут перевозиться все грузы, кроме массовых навалочных, насыпных и наливных.
Для формирования пакетов могут использоваться:
плоские деревянные поддоны;
стоечные и ящичные поддоны;
полужесткие многооборотные стропы для лесоматериалов;
специальные контейнеры для сыпучих, жидких грузов;
решетчатые контейнеры для овощей, шифера и т.д.
В соответствии с рекомендациями международной организации по стандартизации принято три типоразмера поддонов: 800 х 1200, 1000 х 1200, 800 х 1000 мм грузоподъемностью 1 т.
Пакеты принимают к перевозке на складах отправителя или железной дороги. Массу пакета указывает грузоотправитель. В сопроводительных документах отмечается количество пакетов, их масса брутто, тип пакетов. Пакеты выдаются получателям только по наружному осмотру, если нет повреждений пакета.
Пакеты могут перевозиться мелкими, повагонными и малотоннажными отправками между станциями железной дороги, открытыми для пакетных перевозок.
Перевозка грузов в пакетах, как и в контейнерах, характеризуется высокой экономической эффективностью, которая достигается за счет более эффективного использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств, складских площадей, снижения расходов на крепежные приспособления, резкого снижения расходов на погрузочно-разгрузочные работы и т.п.
Именно по этим причинам большинство тарно-упаковочных и штучных грузов в США перевозятся на поддонах или в контейнерах.