Спрос и предложение

6.1. Спрос и его изменение. Закон спроса. Закон убывающей предельной полезности.

Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени.

Формирование спроса происходит в зависимости от поведения обычного покупателя, который представляет на рынке интересы собственной семьи (в дальнейшем будем называть «домашнее хозяйство»). Поведение домашнего хозяйства отражает личные желания (предпочтения), потребности, а величина и структура потребностей складывается в зависимости от желания приобрести то или иное благо. Для реализации подобного желания нужны соответствующие возможности. Рационально действующий человек распределяет свои доходы так, чтобы суммарная полезность приобретенных им товаров оказалась максимальной. Вследствие того, что у каждого человека потребности индивидуальны, даже при равных доходах и постоянных ценах различные покупатели приобретают различные наборы благ.

Вопрос о выявлении общих закономерностей волновал экономистов достаточно давно. В XVIII-XIX вв. А.Тюрго, Ж.Б.Сей пытались определить меновые пропор

большего эффекта масштаба; большой размер фирмы уве-личивает возможность контролировать рынок и цену продукции, т.е. обеспечивает рыночную власть; пре-имущества крупного покупателя обусловливают уменьше-ние цен на ресурсы. Слияние может происходить ес-тественным путем за счет банкротства более слабых конкурентов и их поглощения более сильными или на основе договоренности.

Олигополистический рынок - это рынок однородного, стандартизированного (зерно, сталь, цинк, техничес-кий спирт) или дифференцированного по качеству, мо-дели, оформлению продукта (потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, сигареты и т.д.).

В условиях олигополии развивается всеобщая взаимозависимость, так как число фирм невелико, каж-дая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурен-тов.

В ценообразовании на олигополистическом рынке в отличие от других моделей трудно использовать фор-мальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополий. Это связано со следующими осо-бенностями данной модели рынка: во-первых, сущест-вует множество видов и типов олигополий (2 или 3 фирмы господствуют на всем рынке либо 7 или 10 фирм делят 70-80% рынка, в то время как "конкурирующее" окружение делит оставшуюся часть рынка); во-вторых, олигополия охватывает случаи, когда фирмы действуют в "тайном сговоре", но возможна и ситуация, когда они действуют независимо; в-третьих, барьеры для вступления в отрасль являются разными по прочности; в-четвертых, олигополия приемлема и для однородного, и для дифференцированного продукта.

Несмотря на это, можно выделить 2 основные черты олигополистического ценообразования:

1) цены имеют тенденцию быть "негибкими" или "жесткими";

2) когда же цены изменяются, вероятнее всего, что фирмы изменяют их все вместе, так как присутствуют мотивы к согласованному действию.

Охарактеризуем основные модели ценообразования в условиях олигополии.

Ломаная кривая спроса: обычно небольшое количест-во (3-5) фирм на рынке дифференцированного продукта,

К сожалению, до сих пор не выработана ни общая теория переходного периода к рыночной экономике, ни ее конкретные модели. В наиболее общем виде практи-ческие шаги по переводу нашей экономики на систему рыночных отношений должны включать 7 основных на-правлений.

1 Приватизация и разгосударствление. Приватизация

- это смена собственника, форма распределения ответственности за состояние и уровень развития об-щества между всеми его членами, которые пожелают взять на себя эту ответственность. Приватизация представляет собой один из способов разгосударствле-ния. В мировой практике хорошо зарекомендовали себя четыре способа разгосударствления. Первый – либера-лизация рынков, которую не следуют смешивать с либе-рализацией цен. Либерализация цен - необходимое, но недостаточное условие либерализации рынков. Необхо-димо, кроме того, существенно ослабить барьеры, пре-пятствующие доступу новых конкурентов, наладить сти-мулирование диверсификации производства и продаж.

Надо создать как можно больше многопрофильных фирм, сбывающих продукцию на самых разных рынках, особенно на тех, где доминируют государственные предприятия. Кроме того, следует способствовать развитию малого бизнеса, заполняющего рыночные ниши, и смягчить барьеры, препятствующие проникновению в национальную экономику импортных товаров. В условиях либерализации разгосударствление идет естественным путем, без приватизации.

Другой способ - стимулирование создания и разви-тия сферы деятельности акционерных государственно-частных предприятий с использованием уже известных, достаточно отработанных механизмов (налоговых, кре-дитных и др.), позволяющих неуклонно снижать долю государства в акционерном капитале.

Третий способ включает меры, имеющие целью посте-пенную ликвидацию нерыночной среды, которая харак-терна для предприятий государственного сектора. С этой целью необходимо постоянно сокращать объемы

бюджетных ассигнований, уменьшать размеры госзака-зов, отказываться от практики списания, пролонгации банковской задолженности, распространять на госу-дарственные предприятия те же принципы управления и

Ценообразование по принципу "издержки +" имеет особые преимущества для фирм, производящих много продуктов, и не является несовместимым с прямым "тайным сговором" или лидерством в ценах.

С учетом вышеизложенного, для олигополистического рынка характерна неценовая конкуренция.

Немногочисленность фирм способствует их монопо-листическим соглашениям по установлению цен, разделу и распределению рынков или по иным способам ограни-чения конкуренции. Таким образом, преобладает неце-новая конкуренция, которая ориентируется прежде все-го на улучшение ассортимента и качества продукции.

В табл.2 представлена краткая характеристика ос-новных черт четырех моделей рынков. Подобная класси-фикация типов рынка позволяет оценить конкретный то-варный рынок, более грамотно формулировать стратегию отдельных лиц и фирм, т.е. цели деятельности и спо-собы их достижения.

Таблица 2

Характерные черты четырех основных моделей рынка

Характерная черта Модели рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
         
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Продолжение таблицы 2
         
Тип продукта Стандар-тизиро-ванный Дифференци-рованный Стандарти-зированный или дифферен-цированный Уника-льный,нет Близ-ких замени-телей
Конт-роль Отсутст-вует В довольно узких рам Ограничен-ный взаим- Значи-тель-
  Потребительское поведение. Потреби-тельский выбор. Правило максимизации по-лезности. Ценность времени. Кривые без-различия и бюд-жетные линии.    
  Выбор вариантов производства. Потребности и факторы производства. Выбор эффективного варианта производства. Закон убывающей отдачи.    
  Итого:    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: