Библиографический список. 1. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под

1. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. В.Д. Камаева. М., 1998

2. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров: Аса 2002.

3. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. М., 2000.

4. Экономическая теория: Учебник / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 1999. Т. 1,2.

5. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Норма, 2001.

6.

ственности, целое складывалось из частей, а не наоборот.

Развитие производительных сил и разделение труда привели к разложению общины и образованию частных собственных. Возникло имущественное неравентсво и рабство. Производители превратились в объект собст-венности, как и прочие орудия труда. О противоречиях рабства мы уже говорили. В средние века стала гос-подствовать феодальная форма собственности, основу которой составляла эксплуатацию лично несвободных, зависимых (крепостных) крестьян. Крепостной крестья-нин становился участником отношений собственности,он получал от феодала небольшой участок земли, имел средства производства и в принудительном порядке от-чуждал земельному собственнику в форме отработки, натуры или денежной ренты прибавочной продукт.

Хозяйство феодала имело натуральный характер. В городах складывалась частная собственность ремеслен-ников, связанная с товарным производством и обменом, с индивидуальными средствами производства. В позднее средневековье пришла полоса первоначального накопления капитала, в результате которой возникла капиталистическая или буржуазная собственность. Для этой формы характерно полное отделение непосредственных производителей от материальных условий их труда при личной свободе этих производителей. Ремесленники тоже превратились в пролетариев. Ведущая роль стала принадлежать собственникам на произведенные наемным трудом средства и продукты производства, хотя формально свобода и равенство провозглашены были для всех. Капиталист существует за счет присвоения прибавочной стоимости. Рабочий, лишенный средств производства, вынужден всякий раз продавать свою рабочую силу, которая становится товаром.

Отношения собственности значительно изменялось с перерастанием капитализма свободной конкуренции в монополистический и государственно-монополистический капитализм. Господствующей формой капиталистического производства стали акционерные предприятия: коллективная собственность организационно объеденных между собой капиталистов. Капитал разделился на действительный (деньги, средства производства, готовые товары) и фиктивный (ценные бумаги - акции, облигации).Отдельный капиталист непосредственно выступает

производства последовательно убывает, так, что для восьмого рабочего он сводится к нулю, а для девятого

приобретает отрицательное значение.

Средняя производительность

Рис. 10. Закон убывающей отдачи.

нодорожными магистралями, военными объектами распо-ряжается государство, а объектами бытового обслужи-вания - территориальные ассоциации трудящихся, мест-ные власти, частные корпорации, отдельные собствен-ники. Земля тоже должна быть объектом разных форм собственности, чтобы ею владели и пользовались те, кто ее обрабатывает.

Предприятия транспорта, торговли, бытового обслу-живания, жилищно-коммунальное хозяйство имеют регио-нальное значение. Соответственно и субъектами собст-венности здесь выступают местные органы государст-венной власти. Чтобы собственниками стали предприя-тия и трудовые коллективы, государственные предприя-тия переводятся на рыночный режим работы через ак-ционерные и арендные формы. Насильственные методы кооперирования трудящих недопустимы. Колхозы, не оправдавшие себя как крупные совместные предприятия, могут быть переведены на основы свободной ассоциации фермерских хозяйств.

При многообразии форм собственности могут возни-кать различные коллективные, смешанные, частные, ин-дивидуальные предприятия. Эти формы призваны исполь-зовать трудовую инициативу работника, лучше удовлет-ворять возникающие потребности людей, реагировать и быстро адаптироваться к конкретным условиям.

Подобные формы собственности могут создаваться в сельском хозяйстве, в промышленности, в строи-тельстве, на транспорте, в торговле, в сфере плат-ных услуг и в сфере социально-культурной жизни.

Такие предприятия сокращают цикл "наука–произ-водство”, интенсифицируют сферы научно-технического обслуживания, проектные, инженерные, конструкторс-кие, внедренческие работы. Сам автор открытия и изобретения тоже может стать организатором всего новационного цикла.

Общественные организации, профсоюзы, партии, молодежные союзы, творческие союзы на основе обобществления части доходов своих членов тоже обра-зуют различные формы собственности, которые получили названия " собственность общественных организаций".

Кроме указанных форм собственности представители разных классов обязательно обладают личной собствен-ностью - это собственность на предметы личного по-требления, трудовые доходы и сбережения, доходы от

и.т.д. Если бы эта фирма наняла всего одного или двух рабочих, общий объём производства и уровень производительности оказались бы очень низкими. Этим рабочим пришлось бы выполнять целый ряд различных операций, а преимущества специализации не смогли бы быть реализованы. Кроме того, рабочее время терялось бы всякий раз при переходе рабочего от одной операции к другой, а машины значительную часть времени стояли бы без дела. Мастерская оказалась бы недоукомплектованной рабочими, а производство было бы не эффективным. Производство было бы неэффективным по причине избытка капитала по сравнению с трудом. Эти затруднения исчезли бы мере увеличения количества работников. Оборудование при этом использовалось бы более полно, а рабочие могли бы специализироваться на выполнении отдельных операций. В результате были бы исключены потери времени при переходе от одной операции к другой. Таким образом, по мере увеличения количества рабочих на недоукомплектованном предприятии, добавочный продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие увеличения эффективности производства.

Дальнейшее увеличение количества рабочих создаст проблему их избытка. Теперь рабочим придётся стоять в очереди, чтобы воспользоваться станком, то есть рабочие будут недоиспользоваться. Общий объём производства начнёт расти замедляющимися темпами, так как при фиксированных производственных мощностях на каждого рабочего будет приходиться тем меньшее количество оборудования, чем больше будет нанято рабочих. Добавочный продукт дополнительных рабочих будет сокращаться по мере всё более интенсивного укомплектования предприятия персоналом.

Следует подчеркнуть, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов – все рабочие в нашем примере – качественно однородны. То есть каждый добавочный рабочий обладает такими же умственными способностями, образованием. Предельный продукт начинает убывать потому, что относительно большее количество занято при той же имеющейся величине капитальных фондов.

права каждого из данных субъектов, включая возмож-ности осуществления экономической деятельности, ог-раничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с различными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные фор-мы собственности сами собой, по неволи создают раз-ные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, ска-жем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное поло-жение одну из них и в невыгодное - другую. В сущнос-ти, это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставление всем формам собственности права на существование, правом быть представленной в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недале-

ком прошлом советской экономике.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономи-ке, их экономическое равноправие порождают многооб-разие этих форм, не присущее обычно экономике госу-дарственного типа.

Частнохозяйственная организация экономики имеет свои границы эффективного использования факторов производства. Тем не менее веками эта организация господствовала во всех странах, она реализуется при условии использования личной заинтересованности про-изводителя-собственника в высоком качестве труда и при меньших затратах, при условии конкуренции за потребителя.

Однако далеко не все общественные потребители мо-гут быть эффективно удовлетворены частными предприя-тиями. Ориентация на выгодную продажу, на спрос мо-

При переходе от одного варианта производства к другому осуществляем постепенное переключение производства с продукта А на продукт Б, так как количество ресурсов ограничено и увеличение производства одного продукта связано с отказом от производства определённого количества другого продукта. Количество одного продукта, которым необходимо пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу другого продукта называется альтернативными издержками. Данные об альтернативных издержках внесены в таблицу 6. На основе данных таблицы строится кривая производственных возможностей, на графике (рис. 9) кривая MN.

Продукт А (усл. единиц)

Продукт Б (усл. единиц)
 
N

Рис. 9. Кривая производственных возможностей.

По оси абсцисс отложим количество товара Б, а по оси ординат товара А. Все точки, расположенные на кривой MN – это эффективные варианты производства. Вариант в точке F – предполагает неполное использование ресурсов и нам не подходит как не эффективный. Вариант в точке E нам не подходит, так как не обеспечен ресурсами.

Экономисты предлагают оптимальный вариант производства из множества вариантов, расположенных на кривой производственных возможностей MN, с учётом конкретной ситуации, социально-политических, экономических задач. Окончательный выбор остаётся за политиками. Он ложится в основу проводимой экономической политики.

ну. Это кооперативы, рабочие союзы, страховые об-щества, общества поземельного кредита. Свободные об-щественные организации связаны с использованием об-щих интересов, коллективистских привычек, нравствен-ной дисциплины, умения подчинять общему благу свои личные выгоды. Отличительные признаки принудитель-ных общественных предприятий не сводятся только к тому, что они создаются и поддерживаются принуди-тельным авторитетом общественных союзов. Как прави-ло, за такими предприятиями стоит государство, и об-служивают они либо жителей всей страны (государст-венные банки), либо членов одной местности, города (освещение, водоснабжение), жителей региона (област-ные пути сообщения), либо членов отдельных групп (союзы фермеров). Издержки таких предприятий покры-ваются путем принудительных сборов, нормы участия которых определяются соответствующими властями.

Общественные принудительные организации учреж-даются там и тогда, где и когда частные предприятия оказываются экономически менее выгодны и нет заинте-ресованности. Для общественных принудительных пред-приятий обычно регламентированность деятельности, которая сдерживает инициативу, способности наиболее творческих работников, их личную энергию. Кроме того, регламентированность деятельности предполагает систему сложного контроля, многочисленных формаль-ных ограничений, из-за которых гасится творчество, насаждается рутина. В таких предприятиях, как прави-ло, сковывается личная свобода и основным становит-ся принуждение. Начинает господствовать труд по обя-занности, многие проблемы не решаются. И самое глав-ное - это то, что в принудительных предприятиях люди отучаются работать на себя, как хочется, забываются собственные интересы. Люди привыкают ждать от правительства указаний, они превращаются в иждивен-цев властных органов. Все это означает, что при организации общественно-принудительных организаций требуются веские доказательства их целесообразности. Чаще всего к ним можно прибегать лишь в экстремаль-ных и исключительных условиях: война, голод,земле-трясение. Но имеются и другие условия, при которых общественно принудительные предприятия становятся, безусловно, необходимыми или же более выгодными, чем частнохозяйственные предприятия.

В своей совокупности потребности безграничны. В каждый данный момент люди и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворённых потребностей. С течением времени потребности изменяются и увеличиваются в результате появления новых товаров и под воздействием широкой рекламы. Конечная цель любой экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить многообразные потребности. Для этого нужны экономические ресурсы.

Ресурсы или факторы производства, используемые для изготовления товаров и оказания услуг, подразделяются на следующие виды: 1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы, капитал; 2) людские ресурсы – труд и предпринимательство (предпринимательская способность). Дадим определение отдельным видам. К понятию «земля» относятся все «даровые блага» природы, которые применимы в производственном процессе (пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы и т. д.). Понятие «капитал» или «инвестиционные ресурсы» охватывает все производственные средства, виды инструментов, машины, оборудование, транспортные средства, используемые в производстве товаров и услуг, и доставке их к конечному потребителю. Труд – это физические и умственные способности людей, применяемые в производстве.

Предпринимательские способности отличаются от обычной рабочей силы выполнением четырёх специфических функций: предприниматель берёт на себя инициативу соединения ресурсов; принятие нерутинных решений, которые определяют курс деятельности предприятия; предприниматель – это новатор, вводит в обиход новые продукты, технологии; предприниматель – это человек, идущий на риск. Таким образом, предпринимательская способность или предприимчивость заключается в умении наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Каждый фактор производства обеспечивает его владельцу получение определённого вида дохода: земля – экономическую ренту; труд – заработную плату; капитал – процент от прибыли; предпринимательский доход – часть экономической прибыли и. т. д.

частные руки на основе кон-цессии, подряда; открытый доступ частного бизнеса в государственный сектор и др. В ходе приватизации не-обходимо обеспечить систему социальной защиты и действие устойчивого правового механизма разгосу-дарствления и приватизации. Приватизацию необходимо осуществлять в несколько этапов в зависимости от размеров и типов предприятий. Необязательно привати-зация должна быть стопроцентной. Иногда целесообраз-но государству сохранить за собой часть акционерного капитала ранее принадлежащих ему предприятий.

На сегодняшний день можно выделить три основных

подхода к процессу разгосударствления, по-разному трактуемых с позиций социальной справедливости и предлагающих различный экономический механизм его осуществления:

-безвозмездная передача подлежащих разгосударствлению предприя-тий в собственность их трудовых коллективов;

-продажа подлежащего разгосударствлению имущества с последующей передачей всем гражданам "индивидуальных паев";

-продажа подлежащего разгосударствлению имущества (непосредственно или через акционирование) и направ-ление всех полученных доходов в государственный бюджет.

Разработка стратегических направлений повышения эффективности управления государственной собствен-ностью, а также российской экономики в целом требует глубокой и всесторонней оценки сложившейся ситуации в это области, выявления внешних и внутренних факто-ров, влияющих на решение проблемы преобразования отношений и структуры собственности.

Концентрация проведения приватизации государст-венной собственности Российской Федерации предусмат-ривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были

определены следующим образом: этап чековой привати-зации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап де-нежной приватизации - с 1 июля 1994. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

5) массовое разгосударствление российской экономики,

значимым для данного потребителя и сравнить значи-мость данного товара для различных потребителей.

Теория потребительского выбора широко использует-ся фирмами при разработке новых видов продукции, со-вершенствовании уже производимых. Необходимо учиты-вать, какое из свойств товара является наиболее зна-чимым для потенциального покупателя. На что следует обратить внимание.

Однако склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар ку-пит. Даже если он явно предпочитает масло сыру, а стоимость масла очень высока, он купит сыр. Ограни-чивают потребление два фактора: цена и доход потре-бителя. С помощью построения бюджетной линии мы мо-жем выбрать любые сочетания масла и сыра, одинаковые по цене. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, должна удовлетворять уравнению:

, где

J – доход потребителя

PM, PC – цены масла и сыра, руб/кг

QM, QC – кол-во покупаемых масла и сыра, кг

Таблица возможных вариантов, если цена 1 кг масла 40 руб., 1 кг сыра – 30 руб., в нашем распоряжении 160 руб.

Масло, кг          
Сыр, кг   1,3 2,7   5,3

Какой же из наборов продуктов мы предпочтем? Наше предпочтение выражается через кривые безразличия. Какую же точку на кривой мы выберем – эта точка должна быть точкой пересечения кривой безразличия и бюджетной линии NK. Очевидно, мы выберем точку X (рис.9), так как она лежит на кривой безразличия B, находящейся выше кривой безразличия A, т.е. приносит больше удовлетворения.

Следовательно, мы в своем выборе остановимся на точке, где бюджетная линия является касательной к кривой безразличия.

Исходя из данных о спросе на товар при различных его ценах получим график спроса на этот товар со стороны выбранного нами потребителя.

собственности к другой, а как смену самого собст-венника, создание нового носителя отношений собст-венности.

Проведенный анализ количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике. Решена главная задача - устранена монополия госсобственности в на-родном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации поз-волил добиться существенного разгосударствления эко-номики, поскольку большая часть объектов малой при-ватизации к середине 1994 г. была переведена в част-ные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г.

было приватизировано 110 тыс. предприятий.

Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контро-лем директора и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся сов-ладельцем акционерного капитала. Концентрация капитала в интересах "стра-тегического частного собственника" не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекуля-тивного, а не производственного капитала. Чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности произ-водства.

Приватизация на ее первом этапе проведения не стала в целом препятствием для продолжавшегося спада производства, в том числе в отраслях, связанных с удовлетворением повседневного потребительского спро-са.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику

иностранных инвестиций, что провозглашалось в ка-честве одной из основных целей этого этапа. В част-ности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в Рос-сии составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за

ларовый денежный доход Брукс будет израсходован. (2х1 + 4х2). Комбинация товаров, максимизирующая по-лезность, достижимую для Брукс, представляет собой 2 единицы товара А и четыре единицы товара В. Суммируя показатели предельной полезности, представленные в колонках 2(а) и 3(а), находим, что Брукс реализует 18(10+8) ютелей удовлетворения от 4 единиц товара В. ее 10 долларов дохода, потраченные оптимальным обра-зом, приносят ей 96(18+78) ютилей удовлетворения потребности.

Следует подчеркнуть, что возможны и другие комбинации товаров А и В, доступные покупателю с до-ходом 10 долларов. Однако ни одна из них не будет обладать столь же высокой совокупной полезностью.

7.3. Ценность времени (временной аспект).

Представим себе потребителя, который выбирает между покупкой билета на игру в гольф, с одной сто-роны, и на концерт с другой. Рыночная цена игры в гольф равна 5 долларов, а концерта – 8 долларов. Но игра в гольф, предположим, будет длиться 4 часа, а концерт всего 2. Если ваше время стоит, скажем, 4 доллара в час – поскольку, работая, вы зарабатываете именно 4 доллара в час, то вам придется признать, что полная цена игры в гольф составит 21 доллар. Аналогичным образом полная цена концерта составит 16 долларов. Неожиданно мы обнаруживаем, что полная цена концерта в действительности ниже полной цены игры в гольф. Если теперь мы для простоты воспользуемся предположением, что предельные полезности последующих игр в гольф и концертов одинаковые, то согласно традиционной теории, потребителю следовало бы больше играть в гольф, чем посещать концерты, поскольку рыночная цена первых (5 долларов) ниже вторых (8 долларов). Однако, с учетом затрачиваемого времени ситуация оказывается как раз противоположной, то есть игры в гольф окажутся дороже, чем концерты. Так что разумнее будет посещать концерты, чем игры в гольф.

7.4. Кривые безразличия и бюджетные линии.

Более сложным принципом строения кривых спроса на или иную продукцию является использование кривых безразличия и бюджетных линий. Предположим, что нам

ционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15 - 25% уставного капитала предприятия.

К основным объектам приватизации нового этапа от-носятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизационных предприятий, земельные участ-ки приватизационных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предлагалось исполь-зовать следующие методы приватизации: безвозмездную передачу акций работникам; продажу акций работникам по закрытой подписки; продажу акций по инвестицион-ному конкурсу; продажа акций по коммерческому кон-курсу; продажу акций на аукционе, в том числе с ис-пользованием институтов фондового рынка, включая биржи; продажу предприятий по коммерческому конкур-су, с том числе с ограниченным числом участников; продажу предприятий по инвестиционному конкурсу; продажу предприятий товариществам по особым льготам; продажу имущества (активов) действующих, ликвидируе-мых и ликвидированных предприятий; продажу объектов не завершенного строительства (особые процедуры); продажу предприятий-должников (особые процедуры).

К основным результатам денежной приватизации следует отнести: выведение значительной части госу-

дарственного имущества из-под директивного управле-ния государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положитель-ные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997 г. запланированное ее бюджетное задание было превышено в 2,8 раза.

Денежная приватизация имела положительное значе-ние с точки зрения привлечения иностранных инвесто-ров. Сам факт перехода к денежной приватизации явля-ется новым стимулом для многих из них в силу появле-ния привычных средств платежа.

Завершение массовой приватизации позволило перей-ти к решению не менее важной государственной задачи - управления государственным имуществом, приватиза-ция которого ограничена или запрещена. Активно раз-вивается законодательная база этого процесса, дос-тигнуты определенные результаты по получению доходов в бюджет от этого источника.

распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точ-ки зрения, набор товаров и услуг.

7.2. Правило максимизации полезности.

Тогда вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую сумму полезности? Правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребностей, заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при ко-тором последние деньги, затраченные на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую доба-вочную (предельную) полезность. Это правило максими-зации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим прави-лом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов.

Теперь прибегнем к математической иллюстрации в подтверждение обоснованности этого правила. Для простоты ограничимся рассмотрение всего двух продук-тов. Предположим, что потребительница по фамилии Брукс пытается решить, в какой именно комбинации ей лучше приобрести товары А и В на свой ограниченный ежедневный доход, равный 10 долларам. Очевидно, основными факторами, определяющими комбинацию това-ров А и Б, максимизирующую ее удовлетворение, будут предпочтения потребительницы и цены этих двух това-ров. В таблице 1 сведены данные о предпочтениях Брукс применительно к товарам А и Б.

Но прежде чем мы сможем применить правило макси-мизации полезности к этим данным, нам придется пере-расчитать показатели предельной полезности в колон-ках 2(а) и 3(а) на один затрачиваемый доллар, т.к. на выбор потребительницы влияет не только величина добавочной полезности, содержащейся для нее в сле-дующих единицах, скажем, продукта А, но и то, от скольких единиц альтернативного товара В ей придется

отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А.

1) не был сформирован широкий слой эффективных

частных собственником;

2) структурная перестройка экономики не привела к

необходимому уровню повышения эффективности деятель-ности предприятий;

3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

В основу государственной политики в сфере прива-тизации в ближайшей перспективе должны быть положе-ны: новая цель приватизации; новые задачи, вытекаю-щие из цели приватизации; обновленные принципы про-ведения приватизационных процессов; комплекс новых мер, направленных на достижение цели и решение задач приватизации; усиление государственного контроля на всех этапах процесса приватизации.

В отличие от целевых ориентиров предыдущих этапов приватизации, состоящих в основном в достижении ко-личественных показателей (число приватизированных предприятий, доходы федерального бюджета от продажи государственного имущества и др.), цель государст-

венной политики в области приватизации в ближайшей перспективе должна состоять в кардинальном повышении эффективности функционирования российских предприя-тий и народнохозяйственного комплекса в целом.

2.История возникновения рыночной экономики.

2.1. Товарное производство и этапы его развития.

Способ производства представляет собой сложное образование, состоящее из различных структурных эле-ментов. Соответственно и виды производства, формы его многообразны. Эти формы можно характеризовать как с точки зрения производительных сил, так и с точки зрения производственных отношений.

Определяющим для формы производства являются про-изводительные силы. Они - причина и основа плодот-ворного труда, появления новых видов продукции, но-вых источников энергии, поиска новых свойств мате-риалов, накопления общественных богатств. Формы производства столь же многообразны, как и производи-

может ввести в действие конкретные программы ограничения производства или стимулирование спроса, с тем, чтобы сократить разрыв между ценой равновесия и минимальной ценой, а следовательно, и величину проистекающего отсюда излишка. Во-вторых, прави-тельство должно закупить излишнюю продукцию (тем са-мым субсидируя фермеров) и заложить на хранение или как-то иначе распорядиться ею.

Таким образом, ценовые потолки и нижние уровни цен лишают механизм свободного рыночного взаимо-действия спроса и предложения присущей ему способ-ности устанавливать соответствие между решениями производителей о поставках и решением покупателей о спросе. Свободно устанавливающиеся цены автоматичес-ки нормируют продукт для покупателей; регулируемые цены этого не делают. Соответственно, правительству приходится брать на себя решение проблемы нормирова-ния, порождаемой установлением ценовых потолков, а также проблем закупки или уничтожения излишков, воз-никающих вследствие введения минимальных цен. Государственное регулирование цен имеет противоречи-вые последствия. Предполагаемые выгоды от введения ценовых потолков и нижних уровней цен для потребите-лей и производителей в отдельности следует сопостав-лять с потерями, проистекающими из возникающих в связи с этим дефицитов и товарных излишков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: