Теория локальных знаков Лотце

Теория локальных (местных) знаков Лотце.

Согласно Лотце:

восприятие пространства осуществляется только с помощью зрения и осязания

зрение и осязание характеризуются качеством и интенсивностью

зрение и осязание сами по себе не содержат никаких пространственных признаков

каждая точка сетчатки и кожи ощущает воздействие по-разному (имеет локальный знак)

ощущение пространства складывается на основе взаимодействия локального знака и движения

ощущение пространства постигается опытным путем

Пример.

В детстве ребенок видит игрушку. У него возникает зрительный образ («рисунок игрушки»), однако сам по себе этот образ ничего не значит. Ребенок протягивает к предмету руку или ползет к нему, физически преодолевая это расстояние. Зрительный образ ("рисунок игрушки") меняется, игрушка увеличивается (при приближении) или к ней начинает тянутся рука. Из изменяющегося «рисунка игрушки» и движения к ней у ребенка возникает понятие об ощущении.

ЛОТЦЕ (Lotze), Рудольф Герман (25 мая 1817, Баутцен— 1 июля 1881, Берлин) — немецкий философ, психолог и физик. В 1934 закончил Лейпцигский университет по специальностям медицины и философии. С 1842 — экстраординарный профессор в Лейпциге. С 1844 — зав. кафедры философии в Гегтингене. Автор книг “Метафизика” (Metaphysik, 1841), “Логика” (Logik, 1843), “Общая патология” (1842), “Микрокосм” (Mikrokosmos, Bd. l, 1856; Bd. 2, 1858; Bd. 3, 1864), “Основные вопросы психологии” (GrundzügederPsychologie, 1881). В философии и психологии Лотце продолжал традиции Лейбнице и Гербарта, восприняв отдельные идеи Платона (учение об идеях), Канта (схематизм) и Гегеля (диалектика). На его мышление оказали также влияние труды А. Фолькмана, которому Лотце посвятил работу “Медицинская психология.или Физиология души” (1854) и Г. Фехнера. В целом он попытался соединить традиции немецкого идеализма с естественно-научными воззрениями.

В противовес Шеллингу, полагавшему, что законы механики действуют только в неорганическом мире и подчиняются более высокой телеологической причинности, Лотце одним из первых заговорил о “механизме” в биологии, считая “органическое” определенной комбинацией “механического”. Воздействие разума как нематериальной сущности на тело (как и тела на разум) имеет исключительно механический характер. Решая проблему пространственной определенности чувств, Лотце выдвинул идею “локального знака” (1852); каждое ощущение, помимо своей качественной определенности, обладает собственной интенсивностью, что связано с его локализацией. Контакт кожной поверхности с предметом вызывает пояаление локального знака, который тем не менее не является пространственным. Восприятие пространства возникает из связи между локальным знаком и движением, создаваемым опытом. В “Микрокосме” Лотце ставит задачу создания “механики общества”, которая расширила бы психологию за пределы индивидуума. Задача науки заключается в каузальном объяснении по общим законам, критерии должны быть взяты из философии. Противоречия философских систем являются кажущимися и могут быть представлены как аспекты единого предмета метафизики. Метафизика — формальная наука, поэтому истинно сущее невозможно определить только понятийными средствами. Необходимо разделить различные понятия бытия: 1) бытие алогическом смысле (логическое бытие); 2) реальное бытие (подчиняющееся каузальным законам); 3) трансцендентное бытие (телеологическое). Соответственно этим трем родам бытия выделяются три мира: 1) истины; 2) действительности и 3) ценности (понятие, ставшее затем одним из центральных в неокантианстве). Эти три мира отделены друг от друга только в человеческом мышлении, но не в реальности, осуществление ценностей связано с миром каузальным (действительностью), а истинно сущее есть цель, реализованная через каузальные средства. Истинным может быть только то, что отвечает требованию “желать быть ради себя самого”, а значит, является чем-то большим, нежели логическая необходимость; единство фактов и ценностей явлено в Боге. Понятие “бытие” должно быть прояснено сначала в языковом плане (разведение бытия, существования (Dasein) и действительности). В соответствии с диалектическим принципом Лотце развивает ступенчатую последовательность понятий бытия. Необходимо возвращение к “целостному духу”, который уже присутствует в философии, причем он скорее вспоминает о своей истине, обладает ею и практикует ее, нежели знает ее (идея анамнезиса Платона). Каждый из трех родов бытия занимает свое место в системе знания.

Последовательно продумывая идею отношения (Beziehung или Relation), Лотце приходит к разложению понятия субстанции в понятии закономерности (Gesetzbegriff). “Субстанция”, носитель отношений, есть всего лишь понятие рефлексии, возникшее из необходимости построить допущение о чем-то, что охватывает разнородные типы отношений. Именно эти многообразные отношения вызывают видимость субстанциальности, “закон видимости и есть субстанция”. То, что объективно значит, предполагает нечто, по отношению к чему оно значит, т. е. мир действительности. Так, миру значащего или “царству возможной необходимости” противостоит “царство свободной действительности”. Бытие в третьем смысле — действительность, которая каузально взаимосвязана, однако не так.как это представляет себе рационализм (что все сущее находится между собой в постоянном взаимодействии). То, что сводит воедино действующие причины, есть бытие как побуждающая цель. Целеопределенная действительность (zweckbestimmteWirklichkeit) есть по своей природе долженствуюшее быть (Seinssollende); т. е. обладает моральной необходимостью. На онтологии Лотце основывается его космология и логика.

Космология представляет принципы науки о природе в системе категорий: время, пространство, движение, материя, масса, сила, притяжение и др. Если различные роды бытия, т. н. “онтологические формы”, показывали “формы сущего как оно есть само по себе, то категории космологии являются формами явления, в которых сущее становится для нас объектом”. В теории познания Лотце толкует являющийся субъекту мир как осуществление (Erfüllung) самого по себе (desAnsich) в субъективности и как осуществление ценностей. Рассматриваемая Лотце проблема объективной значимости логических форм оказалась важной для последующего развития немецкой философии (в особенности для феноменологии Гуссерля). Любая специфическая область исследования наряду с методами своей науки требует также и философского исследования, обращающегося к смыслу (Sinn) и значению (Bedeutung) явлений. Лотце отказывается от теории параллелизма между природой и духом, а также телом и душой. Единство самосознания, охватывающее различные аспекты, делает необходимым допустить существование самостоятельной души, одной из главных характеристик которой является то, что она деятельна.

Соч.: Geschichte der Ästhetik in Deutschland. Munch., 1868 (Rep.: 1913); Mikrokosmos. IdeenzurNaturgeschichte und Geschichte der Menschheit.VersucheinerAnthropologie, 3 Bde, 1856—64; в рус.пер.: Микрокозм, ч. 1—3. M., 1866—67; Основание практической философии. СПб., 1882; Основание психологии. СПб., 1884.

Лит.: Hartmann E. LotzesPhilosophie. Lpz., 1888.

И. А. Михайлов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: