К окружающему миру

Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребен­ка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам, явлениям природы, произведениям искусства, но и включать его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конеч­но взрослый должен сам уметь испытывать и выражать эстети­ческие эмоции, откликаться на чувства малыша.

Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядйая одеж-


210 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _________________________________

да малыша. Например, расставляя посуду на столе, можно спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными пятнышками — Сашеньке и Танюше». Можно попросить ма­лышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!» Воспитателям следует обращать внимание детей на декора­тивные детали одежды (бантики, вышивку на кармашке, красивые пуговицы).

Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обра­тить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий, веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха-по­росенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «кра­сивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует ис­пользовать в качестве негативного примера особенности внешнего облика детей.

Особое внимание следует уделять интерьеру помещения, в котором находятся дети. Известно, что для развития у человека умения воспринимать и различать красивое и не­красивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт запечатления окружающего мира. Групповые помещения, лестницы, коридоры детского учреждения должны быть кра­сиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произ­ведений народного творчества, которые следует периодичес­ки менять, обращая внимание детей на то, что нового и красивого появилось в групповом помещении. Предметом совместного наблюдения может стать только что распустив­шийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засу­шенные листья деревьев, их цвет, форма и др.

Важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрач­ные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие подобным явлениям стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картин­ки, которые будут способствовать более эмоциональному от­клику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей иг-


6. Художественно-эстетическое 211
_________ развит ие ребенка________

рать с разнообразным природным материалом: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, мож­но складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками; любоваться полетом пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка. Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, ус­танавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь ху­дожественными образами. Например, «листики шуршат, будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или «похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необыч­ность происходящего в природе (разноцветная капелька дож­дя на веточке, распустившийся бутон, цветовая гамма неба, скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоп­лению художественных впечатлений, создают основу для развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удив­ление при встрече с прекрасным всегда находят у них отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические пе­реживания должны находить поддержку и одобрение взрос­лого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требует­ся особый настрой и взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и дели­катность в обращении к настроению малыша. Принуждение и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, форми­рованию у него негативного отношения к общению на эстети­ческие темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состо­ится встреча ребенка с миром искусства — тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуаль­ных его особенностей, желаний, предпочтений. Если малы­шу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от­влекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание к этому в другой раз или подобрать для совместного восприя­тия что-либо иное.

Для обогащения запаса детских впечатлений полезно про­слушивать в качестве иллюстраций к различным видам дея­тельности фрагменты классических поэтических и музы­кальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются


212 III- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _________________________________

под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глин­ки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Визе, охотно фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими жизненными впечатлениями. Подобные произведения содер­жат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы про­изведения искусства были включены в контекст общения взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например, выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, мож­но выразительно прочесть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудес­ный!» Или, рассматривая с ребятами цветы — «Колокольчи­ки мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голу­бые?» А.К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть колыбельную песню или включить ее запись, затем под этот же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать ку­кол и т.п.

Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рас­сматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина, Т. Мавриной и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: