Организация совместной работы педагогов и семьи

I lenu и задачи совместной работы педагогов и родителей.

^Воспитание ребенка не ограничивается рамками образова­тельного учреждения, важнейшую роль в том, как развивает­ся ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувст­вие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обяза­тельно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспи­тания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ре­бенка и его успешном развитии, придерживаются единого под­хода в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и пе­дагоги должны стать партнерами-единомышленниками.

Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учрежде­ния должны создать необходимые условия.

Во-первых, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения инфор-


268 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


10. Организация совместной работы 269
______________ педагогов и семьи ________



мации, и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Родители должны быть осведом­лены о предоставляемых в детском учреждении образова­тельных услугах, условиях пребывания ребенка в яслях, осо­бенностях реализуемых программ воспитания.

Во-вторых, сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях и создавать возможности для получения такой информации созда­вать возможности для получения такой информации.

В-третьих, педагоги должны вести специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству. Для этого необходимо:

• установление доверительных отношений между педаго­гами и членами семьи;

• йалаживание обратной связи между педагогами и роди­телями;

• популяризация современных представлений о развитии ребенка и методах воспитания;

• внедрение и развитие разнообразных организационных форм сотрудничества детского учреждения и семьи (родительские собрания, семейные клубы, кружки, со­вместные праздники, тренинги и пр.).

Цель совместной работы педагогов и родителей — обеспе­чение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.

Проблемы в работе с семьей. Во взаимоотношениях с се­мьей педагоги могут столкнуться с определенными труднос­тями, вызванными подходом родителей к воспитанию детей.

Некоторые родители считают, что, отдав ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие, не проявляют интереса к сотрудничеству с педаго­гами, избегают контактов с ними. Многие не знают, чем и как нужно заниматься с маленькими, не умеют играть и об­щаться с ребенком. Воспитание в таких семьях сводится к элементарному уходу за детьми. С другой стороны, среди родителей бытует представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению и пись­му. Такие семьи ожидают от дошкольного учреждения фор­сированного обучения своих малышей.


Некоторые являются сторонниками авторитарного воспи­тания; они видят в своем малыше преимущественно недостат­ки и ожидают от педагогов их эффективного исправления.

Таким образом, причины возможных разногласий в под­ходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат расхождения в ценностях воспитания, неосведомленность родителей о закономернос­тях развития ребенка. Чтобы достигнуть взаимопонимания между педагогами и семьей, важно выявить различия в их взглядах на воспитание детей.

Особую проблему представляют родители, оставляющие де­тей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обра­щение с ними. В связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребенка.

Выявление запросов родителей необходимо для того, что­бы учитывать их в планировании деятельности образователь­ного учреждения по разным направлениям (программному содержанию, кадровому и материально-техническому обеспе­чению, организационной деятельности). Для этого целесооб­разно подготовить и раздать анкеты, из которых можно узнать:

• какие образовательные услуги хотят получить родители в детском учреждении (например, реализация той или иной образовательной программы, занятия хореографией, физ­культурой, плаванием и др.; диагностика — медицинская, психического, физического развития; коррекция — обще­го, двигательного, речевого и другого развития и т.п.);

• в какой форме пребывания ребенка в учреждении заин­тересованы родители (полный — неполный день; пол­ная — неполная неделя; пятидневка и пр.);

• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);

• какие формы взаимодействия с детским учреждением устраивают родителей (посещение родительских собра­ний, лекций, родительского клуба; помощь в приобрете­нии или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам — в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т.п.).

Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволя­ют определять перспективные направления в работе учреж­дения, изыскивать возможности для их реализации в буду-


270 '"■ Содержание и методы педагогической

_________ работы с детьми раннего возраста _______________________

щем, гибко варьировать психолого-педагогические условия, имеющиеся в учреждении на данный момент, адекватно строить работу с семьей. Такие анкеты можно раздавать ро­дителям не только на этапе поступления ребенка в учрежде­ние, но и в течение года, по мере появления возможностей для развития учреждения.

Если эти сведения помогут выявить круг родителей, у ко­торых запросы не сформированы, на первый план выдвигает­ся просветительская задача: информирование их о необходи­мости создания определенных психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка, наличии или отсутствии тех или иных условий в данном детском учрежде­нии, возможности налаживания работы учреждения в том или ином направлении.

Информирование родителей о работе детского учрежде­ния. В условиях вариативности дошкольного образования родители имеют право на выбор образовательных услуг и соот­ветственно — образовательного учреждения. Необходимую ин­формацию можно довести до родителей разными способами.

Во-первых, следует поместить при входе в детский сад вывеску-рекламу, в которой содержится перечень предостав­ляемых услуг и реализуемых программ.

Во-вторых, целесообразно подготовить информационный бюллетень, в котором кратко и популярно представлены об­щая концепция дошкольного учреждения, реализуемая в нем программа (или программы), сведения о кадровом обес­печении (наличии специалистов — логопед, хореограф, тре­нер по плаванию и др.) и материально-технической базы (наличие музыкального, спортивного залов, медицинских кабинетов, фитобара, бассейна и пр.).

В-третьих, при зачислении детей необходимо проводить родительские собрания, на которых педагоги подробно рассказывают о концепции программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Хорошо, если эта работа будет представлена на стендах, в фотоальбомах, видеофильмах, экспозиции детских работ.

Знакомство с семьей — очень важная сторона в деятель­ности детского учреждения. На этом этапе сотрудники стре­мятся расположить родителей к совместной работе, проде­монстрировать свое желание максимально помочь семье в воспитании ребенка.


10. Организация совместной работы 271
______________ педагогов и семьи _____

Родителей следует познакомить с яслями, показать груп­повые помещения, игрушки, спальню, участок, рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня.

В свою очередь, воспитатель должен получить информа­цию о ребенке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, ад­рес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтения в еде, продолжительность дневного сна и т.п.; выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детского учреждения, чем помочь педагогам.

Для получения информации о ребенке и семье используют анкеты, беседы, посещение семьи. Ниже приводится образец анкеты для получения формальных сведений о ребенке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: