I lenu и задачи совместной работы педагогов и родителей.
^Воспитание ребенка не ограничивается рамками образовательного учреждения, важнейшую роль в том, как развивается ребенок, каково его здоровье и эмоциональное самочувствие, играет семья. Поэтому работа педагогов с детьми обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Эта работа будет эффективной, если педагоги и родители исходят из согласованных взглядов на цели, средства и методы воспитания, разделяют заботу об эмоциональном благополучии ребенка и его успешном развитии, придерживаются единого подхода в организации распорядка дня, питания, гигиенических и оздоровительных процедур. Следовательно, родители и педагоги должны стать партнерами-единомышленниками.
Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия.
Во-первых, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи и с точки зрения инфор-
268 HI. Содержание и методы педагогической
|
|
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
10. Организация совместной работы 269
______________ педагогов и семьи ________
мации, и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. Родители должны быть осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, условиях пребывания ребенка в яслях, особенностях реализуемых программ воспитания.
Во-вторых, сотрудники детского учреждения, в свою очередь, должны иметь представление о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье, его индивидуальных особенностях и создавать возможности для получения такой информации создавать возможности для получения такой информации.
В-третьих, педагоги должны вести специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству. Для этого необходимо:
• установление доверительных отношений между педагогами и членами семьи;
• йалаживание обратной связи между педагогами и родителями;
• популяризация современных представлений о развитии ребенка и методах воспитания;
• внедрение и развитие разнообразных организационных форм сотрудничества детского учреждения и семьи (родительские собрания, семейные клубы, кружки, совместные праздники, тренинги и пр.).
Цель совместной работы педагогов и родителей — обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
Проблемы в работе с семьей. Во взаимоотношениях с семьей педагоги могут столкнуться с определенными трудностями, вызванными подходом родителей к воспитанию детей.
|
|
Некоторые родители считают, что, отдав ребенка в ясли, они снимают с себя всю ответственность за его воспитание и развитие, не проявляют интереса к сотрудничеству с педагогами, избегают контактов с ними. Многие не знают, чем и как нужно заниматься с маленькими, не умеют играть и общаться с ребенком. Воспитание в таких семьях сводится к элементарному уходу за детьми. С другой стороны, среди родителей бытует представление о том, что ребенка чуть ли не с младенческого возраста следует обучать чтению и письму. Такие семьи ожидают от дошкольного учреждения форсированного обучения своих малышей.
Некоторые являются сторонниками авторитарного воспитания; они видят в своем малыше преимущественно недостатки и ожидают от педагогов их эффективного исправления.
Таким образом, причины возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и семьи разнообразны, но в их основе чаще всего лежат расхождения в ценностях воспитания, неосведомленность родителей о закономерностях развития ребенка. Чтобы достигнуть взаимопонимания между педагогами и семьей, важно выявить различия в их взглядах на воспитание детей.
Особую проблему представляют родители, оставляющие детей без надзора и ухода, а также допускающие жестокое обращение с ними. В связи с этим специальной задачей педагогов является защита прав и достоинства маленького ребенка.
Выявление запросов родителей необходимо для того, чтобы учитывать их в планировании деятельности образовательного учреждения по разным направлениям (программному содержанию, кадровому и материально-техническому обеспечению, организационной деятельности). Для этого целесообразно подготовить и раздать анкеты, из которых можно узнать:
• какие образовательные услуги хотят получить родители в детском учреждении (например, реализация той или иной образовательной программы, занятия хореографией, физкультурой, плаванием и др.; диагностика — медицинская, психического, физического развития; коррекция — общего, двигательного, речевого и другого развития и т.п.);
• в какой форме пребывания ребенка в учреждении заинтересованы родители (полный — неполный день; полная — неполная неделя; пятидневка и пр.);
• что родители хотят узнать о здоровье и развитии детей, в какой форме (лекции, популярные издания, фильмы, тренинги и др.);
• какие формы взаимодействия с детским учреждением устраивают родителей (посещение родительских собраний, лекций, родительского клуба; помощь в приобретении или изготовлении оборудования и материалов; помощь педагогам — в работе в группе, на прогулке, на экскурсии, при посещении театра и т.п.).
Сведения, полученные с помощью такой анкеты, позволяют определять перспективные направления в работе учреждения, изыскивать возможности для их реализации в буду-
270 '"■ Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста _______________________
щем, гибко варьировать психолого-педагогические условия, имеющиеся в учреждении на данный момент, адекватно строить работу с семьей. Такие анкеты можно раздавать родителям не только на этапе поступления ребенка в учреждение, но и в течение года, по мере появления возможностей для развития учреждения.
Если эти сведения помогут выявить круг родителей, у которых запросы не сформированы, на первый план выдвигается просветительская задача: информирование их о необходимости создания определенных психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка, наличии или отсутствии тех или иных условий в данном детском учреждении, возможности налаживания работы учреждения в том или ином направлении.
Информирование родителей о работе детского учреждения. В условиях вариативности дошкольного образования родители имеют право на выбор образовательных услуг и соответственно — образовательного учреждения. Необходимую информацию можно довести до родителей разными способами.
|
|
Во-первых, следует поместить при входе в детский сад вывеску-рекламу, в которой содержится перечень предоставляемых услуг и реализуемых программ.
Во-вторых, целесообразно подготовить информационный бюллетень, в котором кратко и популярно представлены общая концепция дошкольного учреждения, реализуемая в нем программа (или программы), сведения о кадровом обеспечении (наличии специалистов — логопед, хореограф, тренер по плаванию и др.) и материально-технической базы (наличие музыкального, спортивного залов, медицинских кабинетов, фитобара, бассейна и пр.).
В-третьих, при зачислении детей необходимо проводить родительские собрания, на которых педагоги подробно рассказывают о концепции программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Хорошо, если эта работа будет представлена на стендах, в фотоальбомах, видеофильмах, экспозиции детских работ.
Знакомство с семьей — очень важная сторона в деятельности детского учреждения. На этом этапе сотрудники стремятся расположить родителей к совместной работе, продемонстрировать свое желание максимально помочь семье в воспитании ребенка.
10. Организация совместной работы 271
______________ педагогов и семьи _____
Родителей следует познакомить с яслями, показать групповые помещения, игрушки, спальню, участок, рассказать, как будут организованы игры и занятия, режим дня.
В свою очередь, воспитатель должен получить информацию о ребенке и его семье: узнать имя, фамилию, возраст, адрес, состав семьи; сведения об индивидуальных особенностях малыша, предпочтения в еде, продолжительность дневного сна и т.п.; выяснить, какое участие могут принять родители в жизни детского учреждения, чем помочь педагогам.
Для получения информации о ребенке и семье используют анкеты, беседы, посещение семьи. Ниже приводится образец анкеты для получения формальных сведений о ребенке.