В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Слушание музыки
Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
|
|
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети первой младшей группы могут:
• узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
• вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
• двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
• выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
• различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Форма организации музыкальной деятельности | Программные задачи | Репертуар |
СЕНТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений | Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ кие звуки | «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осенняя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель) |
Пение • Усвоение песенных навыков | Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содержание | «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры | Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. | «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружинка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френкель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто) |
Праздники и развлечения | Побуждать к активному участию в развлечениях | «Курочка Ряба» (музыкальная сказка) |
ОКТЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений | Учить:, - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком | «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Парной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раухвергера), «Веселая песенка» (муз. А. Филиппенко) |
Продолжение табл.
|
|
Пение | Вызывать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Побуждать подпевать окончания фраз. Учить слушать и узнавать знакомые песни | «Дождик» (муз. Г. Лобачевой), «Осенняя песня» (муз. Т. Миранджи), «Петушок» (русская народная песня в обр. М. Красева), «Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Погремушки» (муз. А. Лазаренко) |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Танцы •Игры | Учить: - навыкам ходьбы, легкого бега; - подражать движениям мишки, зайчика, взрослых; - легко кружиться, как листочки; - свободно двигаться под музыку по всему залу; - танцевать с предметами. Развивать навыки подвижности и ловкости в беге, прыжках и других формах движений. Учить игровой деятельности (прятаться от взрослых, закрывая ладошками лицо) | «Зайчики», «Мишки» (муз. Т. Ломовой), «Листочки кружатся» (русская народная мелодия), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Тепловоз», «Танец с листочками» (муз. С. Майкапара), «Игра в прятки» (русская народная мелодия в обр. Р. Рустамова) |
Праздники и развлечения | Познакомить с театром кукол. Вызвать интерес к кукольному представлению. Воспитывать чувство дружбы, желание подружиться с куклой Петрушкой | Кукольный театр Петрушки |
НОЯБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений | Учить: - воспринимать мелодии спокойного, веселого харак тера; - отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопка ми, притопами, покачиваниями | «Мишка», «Птички» (муз. Г. Фрида), «Зайчик» (муз. Е. Тиличеевой), «Погремушки» (муз. А. Филиппенко) |
Пение | Способствовать приобщению к пению, подпеванию взрослым, сопровождению пения выразительными движениями.» Учить узнавать знакомые песни | «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной), «Праздник» (муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой), «Где же наши ручки?» (муз. и ел. Т. Ломовой) |
Продолжение табл.
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения •Пляски •Игры | Учить: - активно двигаться под музыку разного характера (бодро шагать, легко бегать); - выполнять мягкую пружинку, покачивания; - танцевать в паре, не терять партнера, выполнять тан цевальные движения по показу, вместе. Развивать активность, умение реагировать на музы ку сменой движений | «Ходьба» (муз. Э. Парлова), «Устали наши ножки» (муз. Т. Ломовой, ел. Е. Соковни-ной), «Пружинка» (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой), «Покачивания в парах» (муз. М. Раухвергера), «Парная пляска» (русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой), «Мышки и кот» - музыкальная подвижная игра в сопровождении пьесы «Полька» (муз. К. Лоншан-Друшкевичовой) |
Праздники и развлечения | Побуждать к активному участию в праздниках | «Осень» (музыкально-театрализованный утренник) |
ДЕКАБРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений | Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инструмен тальную музыку различного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения, эмо ционально откликаться на их характер, настроение | «У ребяток ручки хлопают» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Фонарики» (мелодия и ел. А. Матлиной в обр. Р. Руста-мова), «Вальс снежинок» (муз. Т. Ломовой) |
Пение | Закреплять умения: - допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; - начинать петь после вступления при поддержке взрослого. Учить петь без крика в умеренном темпе, спокойно. Расширять певческий диапазон | «Вот как мы попляшем», «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной), «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной) |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения | Учить: - передавать в движении бодрый, спокойный характер музыки; - выполнять движения с предметами (снежки, коло- | «Поезд» (муз. Н. Метлова), «Пружинка» -вращения в парах (муз. М. Раухвергера), «Упражнения со снежками», «Зайцы», «Лисички» (муз. Г. Финаровского) |
Продолжение табл.
|
|
• Пляски • Игры | Учить: - держаться в парах, не терять партнера; - менять движения со сменой музыки с помощью взрослых; - ритмично хлопать, топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональ ный отклик на музыкально-игровую деятельность | «Танец зверей» (муз. В. Курочкина), «Танец снежинок» (муз. Т. Ломовой), «Парная пляска» (муз. М. Раухвергера) «Игра с колокольчиками» (муз. П. И. Чайковского), «Веселые прятки», «Зайчики и лисички» (муз. Г. Финаровского, ел. В. Антоновой) |
Праздники и развлечения | Доставлять радость от участия в праздничном концерте. Учить правилам поведения в праздничной обстановке | Новогодний праздник |
ЯНВАРЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инстру ментальную музыку различного характера; - определять веселую и грустную музыку. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений | «Марш» (муз. Т. Ломовой), «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель), «Прилетела птичка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского) |
Пение | Закреплять умения подпевать повторяющиеся фразы в песне, узнавать знакомые песни. Учить: - вступать при поддержке взрослых; -^ петь без крика в умеренном темпе. Расширять певческий диапазон | «Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Праздник» (муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой) |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски •Игры | Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой. Развивать чувство"ритма, координацию движений. | «Топ-топ» (русская народная мелодия), «Бодрый шаг» (муз. В. Герчик), «Машина» (муз. М. Раухвергера), «Упражнения со снежками» (русская народная мелодия), «Перетопы» (русская народная мелодия) |
Продолжение табл.
|
|
2 | ||
Учить: - держаться в парах; приучать двигаться в парах по всему залу; - менять движения с помощью взрослых; - легко, ритмично притоптывать, кружиться, мягко выполнять пружинку; - образно показывать движения животных. Развивать чувство ритма, подвижность, активность. Прививать интерес к музыкально-подвижной игре | «Парный танец» (русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой), «Мышки и кот» -музыкальная подвижная игра в сопровождении пьесы «Полька» (муз. К. Лоншан-Друшкевичовой), «Птичка и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой) | |
Праздники и развлечения | Доставлять радость от встречи с бодрой, задорной музыкой, веселой песней, занимательной пляской, подвижной игрой | «Зимние забавы» (игровое развлечение) |
ФЕВРАЛЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инстру ментальную музыку различного характера; - определять веселый и грустный характер музыки. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений | «Праздник», «Зима проходит» (муз. Н. Мет-лова, ел. М. Клоковой), «Петрушка и мишка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель), «Маму поздравляют малыши» (муз. Т. По-патенко, ел. Л. Мироновой) |
Пение | Учить: - вступать при поддержке взрослых; - петь без крика в умеренном темпе. Закреплять умение подпевать повторяющиеся фразы; узнавать знакомые песни. Расширять певческий диапазон | «Бабушке» (муз. 3. Качаева), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной), «Мамочка» (муз. Е. Тиличеевой) |
Продолжение табл.
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры | Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой; - держаться в парах, двигаться по всему залу; - менять движения с помощью взрослых; - легко и ритмично притоптывать, кружиться, мягко выполнять пружинку; - образно показывать движения животных. Развивать чувство ритма, координацию движений, подвижность, активность. Прививать интерес к музыкально-дидактической игре | «Муравьишка», «Паровоз» (муз. 3. Компа-нейца), «Сапожки» (русская народная мелодия в обр. Т. Ломовой), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Упражнения с цветами» (муз. Е. Макшан-цевой), «Танец с веночками» (муз. Р. Руста-мова), «Танец петушков» (муз. А. Филиппенко), «Парная пляска» (украинская народная мелодия в обр. Р. Леденева), «Кот и мыши», «Птица и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой) |
Праздники и развлечения | Доставлять радость от просмотра кукольного спектакля. Приучать быть культурными, внимательными, благодарными зрителями | «Зайкина тетя» (кукольный спектакль) |
МАРТ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений | Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений | «Колокольчик», «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Вот какие мы большие», «Пришла ко мне подружка» (ел. В. Лунева; кассета «Танцуй, малыш»: для детей 2-4 лет, мелодии. -СПб., 2006)) |
Пение • Усвоение певческих навыков | Формировать навыки основных певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пенце вместе с взрослыми | «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной) |
Продолжение табл.
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры | Учить: - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах; - навыкам освоения простых танцевальных движений; - держаться своей пары; - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы персона жей (зайцы, медведь), различать громкое и тихое звучание | «Прогулка и пляска» (муз. М. Раухверге-ра), «Марш и бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Ноги и ножки» (муз. А. Филиппенко), «Покружись и поклонись» (муз. В. Герчик), «Зайцы и медведь» (муз. Т. Попатенко), «Игра с бубном» (муз. Г. Фрида) |
Праздники и развлечения | Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к мамам | Праздник мам (утренник) |
АПРЕЛЬ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений * | Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впе чатлений. | «Самолет» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой), «Собачка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Апрель» (муз. П. И. Чайковского) |
Пение • Усвоение песенных навыков | Формировать навыки основных певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами; петь естественным голосом, без крика; начинать пение вместе с взрослыми | «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Солнышко» (русская народная мелодия в обр. М. Иорданского, слова народные) |
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения | Учить: ' - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах. Продолжать работу над освоением простых танцевальных ДВИЖеНИЙ. VMfiHHfiM пртгсятига ^nrw»u папн | «Стукалка» (украинская народная мелодия в обр. Р Леденева), «Ритмические хлопки», «Воротики» (русские народные мелодии в обр. Р. Рустамова), «Маленький хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раух- |
Окончание табл.
• Пляски • Игры | Учить: - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы пер сонажей, различать громкое и тихое звучание | «Маленький хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера) «Кошка и котята», «Прятки с платочками» (русская народная мелодия в обр. Р. Рус-тамова) |
Праздники и развлечения | Развивать эстетические чувства. Воспитывать: - интерес к кукольным спектаклям; - сочувствие героям; - слушательскую (зрительскую) активность и культуру | «Зайка-хвастунишка» (кукольный спектакль) |
МАИ | ||
Музыкальные занятия Слушание музыки | Учить: - слушать пьесы и песни изобразительного характера; - узнавать знакомые произведения; - различать высокое и низкое звучание; - накапливать музыкальный багаж | «Барабан» (муз. Д. Б. Кабалевского), «Барабан» (муз. Г. Фрида), «Зарядка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Мироновой), «Серый зайка умывается» (муз. М. Красева) |
Пение: приговорки, народные песни | Продолжать формировать навыки воспроизведения основных мелодий, певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых | «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой), «Солнышко» (муз. Т. По-патенко, ел. Н. Найденовой), «Пришла ко мне подружка» (ел. В. Лунева; кассета «Танцуй, малыш»: для детей 2-4 лет, мелодии. - СПб., 2006) |
Музыкально-ритмические движения • Упражнения '•Пляски • Игры | Учить: - ходить бодро в одном направлении; - владеть предметами (шары, цветы, платочки); -. образовывать и держать круг; - менять движения в пляске со сменой частей; - танцевать с предметами; - держать и не терять пару. Доставлять радость в игровой деятельности. Развивать ловкость, подвижность | «Упражнение с цветами», «Зашагали ножки» (муз. М. Раухвергера), «Хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера), «Вальс» (муз. Т. Ломовой), «Танец с балалайками» (русская народная мелодия «Светит месяц»), «Хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера), «Игра с погремушками» (И. Кишко) |
Праздники и развлечения | Развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народного творчества « | Проводы весны (праздничные народные гуляния) |
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ