О почитании святых

Ответ: Нужно сразу же сказать, что православные христиане различают[147] служение (latreia) Богу и почитание (proskynesis) святых, эти понятия не имеют смыслового тождества. Кто такие святые? Святые – это те люди, которые исполнили назначение человека, в которых осуществилось богоподобие, которые через покаяние непреложно соединились с Господом Иисусом Христом, усыновлены Богом – Отцом, вошли в Царство Пресвятой Троицы, обожились и стали способны к единству в любви с Богом[148]. Святой – не значит безгрешный, ибо Господь «…и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов.4:18). В Православной Церкви есть различные чины святости, но спасение невозможно без осознания своей греховности, без углубления осознание, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15). Святые - это люди, достигшие духовного совершенства. Но как они его достигли? Путем тяжелого духовного труда над собой, преодолевая в себе ветхого человеке с его стремлениями и страстями до тех пор, пока по словам апостола Павла, не становились храмом Божьим. Когда мы молимся святым, то прежде всего, обращаемся ко Христу, живущему в них: «…живет во мне Христос» (Гал.2:20). Церковь восхваляет дела и подвиги, совершенные святыми при помощи благодати Божьей (Ин.15:5). Вся же честь, воздаваемая святым, относится всецело к Богу, с помощью которого они достигли святости. Святых должно почитать как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих[149]. Как известно, «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Церковь земная и небесная едины. Святые - наши сомолитвенники, они вместе с нами в молитве воздают честь Творцу. Пример совместной молитвы вы видим в Священном Писании: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). Может ли брат молится пред Богом за брата? Несомненно, к этому призывает апостол Иаков: «…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Именно по этому мы молимся святым, прося их молитв о нас. Святые помогают нам из духа братской любви, при этом как бы становятся «руками Божьими» и Господь через них, в том числе, проявляет Свою заботу о нас.

В чем обвиняют православных в связи с их почитанием святых? Зачастую, на том основании, что святые не вездесущи, они - не Бог, делается вывод, что им нельзя воздавать почести. Но с этим никто и не спорит! И как уже говорилось выше, почитание святых и служение Богу для православного христианина - это две принципиально разные вещи. Говорить, что святые для православных - посредники между Богом и ими, тоже неверно. Посредник есть только Один - это Господь наш Иисус Христос (Евр.9:14-15). Святые - наши братья во Христе. Наши старшие братья, которые свою верность Христу явили всей своей жизнью, которым мы можем подражать, к чему призывал еще апостол Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:16). Сектанты уверяют, что раз святые не вездесущи, то занимают определенное место в пространстве, следовательно, слышать молитв наших не могут. Так, категории земного времени и пространства излишне смело проецируется на жизнь вечную. Если ангелы Божии могут исполнять волю Божию, а как мы помним из Священного Писания, Иоанн Креститель назван ангелом, который приготовит путь Господу (Мк.1:2), то почему в роли служителей Божиих, ангелов, не могут выступать святые, ведомые Святым Духом, чья плоть прославлена и обожена.

Сектанты активно пытаются ссылаться на Священное Писание, высказываясь против почитания святых. Разберем их аргументы. «…но Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою, - Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы» (4Цар.17:36). Этот стих ничем не противоречит почитанию святых, так как и святые, и все православные христиане поклоняются только Богу. Следующий стих: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Если прочитать то, что этому стиху предшествует, то там написано: «…и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1:23). Каким «пресмыкающимся» поклоняются православные христиане? Этот стих посвящен язычникам, если почитать дальше данное послание апостола Павла, то видно, что обвинения продолжаются, апостол обвиняет язычников в том, что «…они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим.1:29-31). Если уж сектантам так хочется обвинить христиан в язычестве, почему бы уж и остальное не приписать! Далее сектанты пытаются апеллировать к следующему стиху: «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр.22:8-9). Выше уже было сказано, что православные христиане осознают разницу между Богом и человеком, и не стоит обвинять их в том, чего у них нет. Выступая против молитвы святым, сектанты апеллируют к следующим строкам Священного Писания: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать» (1Цар.28:15). Забывая добавить, что Самуил был вызван оккультным, запрещенным Богом способом. Молитва святым и вызывание духов оккультистами -несравнимые по своей сути вещи. Сектанты утверждают, что умершие святые не могут принимать участие в земных делах, при этом цитируют: «…блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13) и «…кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10). Возникает вопрос: должны ли святые творить дела Божии? «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6:29). Теряют ли христиане веру в Бога после смерти? Иисус Христос говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17). Должен ли христианин следовать словам апостола Павла: «…подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1)? Почему святые не могут подражать Богу в творении добра?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: