Тема № 7. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом

План:

1.Трудности обследования детей с ДЦП.

2.Условия для психолого-педагогического исследования детей первых 3-4 лет жизни.

3. Исследование предметной деятельности ребёнка раннего возраста

4. Прогностически благоприятные признаки обследования детей

5. Основы заключения и психолого-педагогической характеристики.

В связи с многообразием нарушений двигательного, психического и речевого развития психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП представляет трудности. Это ограничивает применение экспериментальных методик и тестовых заданий. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и лёгкой умственной отсталости у дошкольников. Трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального недоразвития. У большинства детей с ДЦП потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения движений слуха, речи, выраженность астении, низкий запас знаний вследствие депривации маскируют возможности детей. Это ведёт к гипердиагностике умственной отсталости. Наиболее объективной является диагностика с длительным наблюдением в сочетании с экспериментальными исследованиями психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков.

Задачу дифференциальной диагностики умственного развития удаётся решить только с началом школьного обучения. Для этого в школах-интернатах открывается подготовительный класс. Как правило, дети, имеющие тяжёлые двигательные нарушения не проходят специального дошкольного обучения. В подготовительном классе создаются условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению, для разработки индивидуальной коррекции.

Существуют специфические задачи изучения детей в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не резко выражены и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом обследовании. В подростковом возрасте задача исследования познания остаётся, но первостепенное значение приобретает изучение личностных особенностей и их профессиональных намерений. Эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.

Основным методом изучения больных детей является педагогическое наблюдение. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети боятся новых людей и новой обстановки, а также в удобном для него положении тела. Анализируя проявления психической жизни ребёнка, необходимо выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познания и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать:

А) соответствие уровня выполняемых заданий его возрасту, двигательным возможностям и сохранности анализаторов.

Б) возможности обучения ребёнка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.

В) необходимая помощь взрослого и возможность её использования.

Г) способность к самостоятельному выполнению заданий.

Д) отношение ребёнка к заданию, его активность.

Е) возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

Ж) использование неречевых средств коммуникации.

З) устойчивость внимания.

Исследование предметной деятельности ребёнка раннего возраста должно включать следующее:

* участие ребёнка в совместной деятельности,

* подражательная деятельность,

* самостоятельная деятельность.

Сопоставляя результаты П-ПИ детей первых лет жизни к 3- 4 годам, можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познания. К благоприятным признакам относятся:

отчётливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность накапливать опыт путём самостоятельных действий; использовать этот опыт в доступных практических и игровых действиях; активность и избирательность внимания; целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельности; настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.

При обследовании детей старше 3- 4 лет используются экспериментально-психологические методики для выявления нарушений восприятия, пространственно-временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики имеет особенности. Необходимо отразить уровень интеллектуального и речевого развития, а также важные для коррекционной работы показатели (способ передвижения, уровень развития манипуляций, навыки самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений). Целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушения двигательной сферы. Удерживает вертикальное положение (сидя; стоя). Передвигается (с костылями, в коляске, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, на значительные расстояния сам). Ведущая рука (правая; левая). Развитие манипуляций (резко ограничены, частично ограничены, не ограничены). Участие поражённой руки в игре и при самообслуживании (функция поражённой руки отсутствует; поражённая рука выполняет поддерживающую роль, участвует в выполнении простых движений; участвует при выполнении сложных движений).

2.Развитие навыков самообслуживания.

Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчёсывание волос (не владеет, частично владеет, полностью владеет).

Навыки одевания и раздевания (не владеет, частично владеет, полностью владеет).

Приём пищи (не ест сам, сам ест твёрдую пищу, сам пьёт из кружки, сам ест ложкой, хорошо пользуется столовыми приборами).

3.Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, парез взора вверх, ограничение полей зрения).

4.Нарушения слуха (степени снижения слуха). Эти данные можно получить из медицинской документации.

Разработаны схемы обследования детей разного возраста.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

2.Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. – М., 1993.

3.Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации/Под ред. Л.Шипицыной. – СПб., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: