Психофизические свойства человека зависят от психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относится восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.
Водителю приходится выполнять самые разные работы: он принимает транспортное средство у водителя-сменщика; готовится к выезду на Ливию, оформляет документы; пополняет запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управляет транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров, наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие; в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя- это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге, о находящихся на ней предметах (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности - освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим его движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результат своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления.
|
|
Водитель является главным звеном системы водитель — автомобиль — дорога (ВАД) — ее оператором. Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринять и переработать, а, следовательно, и выработать верное решение.
Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, Дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние Дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке.
Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество его личности, как эмоциональная устойчивость, часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервно-психическими процессами и качеством работы водителя существует определенная связь. Объем и значимость поступающей к водителю информации определяются конкретной дорожной обстановкой, которая в любой момент времени может измениться. При этом водитель как участник движения вынужден непрерывно решать задачи, направленные на сохранение безопасности движения. При этом могут возникнуть аварийные ситуации по вине водителя из-за ухудшения его психофизиологических показателей. Все эти факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.
|
|
Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно.
Учитывая высокую скорость, с которой протекают мыслительные процессы водителя, для него, кроме того, важное значение имеет готовность памяти, т. е. способность легко воспроизводить сведения, необходимые в конкретной ситуации. Память воспроизводят, в частности, ситуация, аналогичные той, в которой водитель находится в данный момент, а также решения и действия в процессе развития тех ситуаций.
Источниками для развития и накопления в памяти представлений — образов о ранее воспринятой ин информации — являются ощущения. Различают зрительную, слуховую и двигательную память. Для надежной работы водителя все они имеют значение, однако наиболее важными являются зрительная и двигательная память. Благодаря зрительной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Так, водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводят его в нужное положение. Двигательная память особенно важна при управлении автомобилем с большой скоростью и в сложных ситуациях.
Для надежной работы водителя большое значение имеет его умение оценить расстояния до объектов и их взаимную удаленность, а также скорость и направление перемещения участников движения. Эти характеристики его интересуют в тех случаях, если объекты дорожной обстановки могут создавать помехи движению управляемого автомобиля. Например, перед выполнением обгона водитель должен оценить взаимное положение своего, обгоняемого и встречного транспортных средств, скорости их движения, путь обгона и др. Без такой оценки трудно определить возможность выполнения безопасного маневра. Большинство ДТП при обгоне являются следствием ошибок в оценке перечисленных факторов. Наиболее важным бывает сравнение расстояний до объектов, которые могут оказать помехи движению, с тормозным путем или путем объезда. Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями.
Даже опытный водитель попадает в аварийную ситуацию, так как он старается сконцентрировать внимание на том объекте, который представляет собой наибольшую опасность. А не опытный же водитель в опасной ситуации пытается переработать все ее элементы, что влечет за собой задержку времени для принятия решения, и опасная ситуация часто перерастает в аварийную.