На доске строим шкалу времени от года рождения до сегодняшнего дня, продолжаем в будущее. На шкале отмечаем значимые события в жизни людей, которые предлагаются самими участниками.
Например:
Рождение – детство – юность - первая любовь - свадьба- рождение
любовь детей
Вопросы для обсуждения:
· Во сколько лет начинается взрослая жизнь?
· Чем взрослая жизнь отличается от детской?
· Когда расцвет взрослой жизни, а когда детской?
· Хотите л и стать взрослыми?
Игра "Гости из будущего"
Ход игры:
1. Из класса выбираются 2-3 человека, показавшие себя на предыдущем обсуждении, которые будут "гостями из будущего".
2. Ведущий зачитывает общую инструкцию: "Неожиданно к нам пришло сообщение о прибытии к нам представителей из будущего. Срочно организуется пресс-конференция с участием журналистов разных средств массовой информации. Из-за технических сложностей время пребывания "гостей" ограничивается 15 минутами. За это время мы должны узнать как можно больше об обществе, в котором нам предстоит жить через 25 лет, уровне его развития".
3. Инструкция "гостям": "Сейчас вы выйдете из класса и за 3-4 мин подготовите рассказ о своем обществе (не более 5 минут). Расскажите, чем занимаются, как живут люди. Будьте готовы ответить на любой вопрос наших "журналистов".
4. Пока "гости" готовятся в коридоре,
"журналистам", т.е. оставшейся группе, дается инструкция: "Вы представляете те или иные агентства, радио- или телепрограммы, журналы или газеты - подумайте, что именно представляет каждый из вас. Придумайте по 1 -2 самых важных вопроса "гостям", которые вы зададите после их рассказа о своей жизни. Задавая вопросы, поднимайте руку и предварительно назовите СМИ, которое вы представляете. Вопросы должны быть краткими и интересными".
5. Ведущий приглашает "гостей" и предоставляет им слово.
6. Ведущий предлагает "журналистам" задать вопросы, а "гостям" кратко ответить на них. Некоторые вопросы ведущий может задать сам, чтобы направить игру в более конструктивное русло. Ответы кратко фиксируются на доске.
7. На 15-й минуте ведущий объявляет, что предлагая им занять свои места в классе, "гости" исчезли,
8. Классу предлагается обсудить два момента: оценить уровень развития общества "гостей из будущего", хотим ли мы в нем жить (эмоциональная привлекательность)? Одновременно обсуждаются вопросы: Какой главный показатель развития общества? Будет ли счастлив человек в этом обществе? Что может помешать счастью? Что может сделать лично каждый из нас, чтобы жить в экономически и духовно развитом обществе? и т.д.
Итог обсуждения:
Подведение участников к пониманию того, что в развитом, счастливом обществе человек может реализовать себя, свои возможности в труде, семье и т.д. Выявление факторов, мешающих полноценной жизни в обществе, в том числе алкоголизм, наркомания, правонарушения.
Ведущий предлагает участникам группы ритуально-символическое упражнение, которым они будут завершать, каждое занятие. При подборе упражнения следует обратить внимание на то, чтобы действия, подобные тем, из которых состоит упражнение, участники группы могли использовать ив дальнейшем, в своей повседневной жизни.
Например: участники встают в круг, держатся за руки, и каждый поочереди желает своему соседу слева что-либо доброе и хорошее. На первом занятии начать может ведущий, на последующих инициативу может взять кто-либо из ребят.
После ритуала прощания ведущий предлагает учащимся оценить прошедшее занятие "голосованием" цветными карточками, например:
· белая карточка - обсуждаемые сегодня проблемы меня не интересуют;
· синяя карточка - обсуждаемые сегодня проблемы меня мало интересуют;
· зеленая карточка - некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня, были мне интересны;
· желтая карточка - все, происходящее сегодня в группе, было мне очень интересно.
Таким образом ведущий получает обратную связь о прошедшем занятии. Целесообразно проводить "голосование" после каждого занятия.
Занятие №2
Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.