Ода обратной связи

Давать людям обратную связь бывает просто необходимо. Необходимо ровно на столько же, как и получать ее. Как вы поймете, нравятся ли ваши действия окружающим или нет? Что даст нам знать об уместности наших поступков? Кто поможет нам взглянуть на самих себя со стороны? Те, кто дают нам обратную связь.

Берите из мира любую информацию, которую вам предлагают. В любой форме и любой подаче. Она поможет вам стать совершеннее. Лучше и уместнее, приятнее в общении и полезнее в работе. Принимайте любое проявление внимания с удовольствием и благодарностью! Вам дают ценнейшую информацию о вас – бесплатно.

"Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи".

Люди платят огромные деньги за специальные тренинги, где им дают возможность взглянуть на себя со стороны. Они пользуются для этого специальной аппаратурой, видеокамерами, участвуют в ролевых играх… И это только затем, чтобы узнать о себе то, что их близкие пытаются донести до них уже много лет.

Подумайте сами – мысли мы читать еще не умеем. То есть умеем, но пока еще робко – по внешним проявлениям, по малозаметным реакциям. Приходится тратить определенные усилия, чтобы считывать "язык тела". И все равно – так определяется в основном оценка происходящего другим человеком. Нравятся ему ваши действия или нет, согласен ли он с вами, понимает ли.

Удачные варианты приходится искать методом перебора. Или роясь в психологической литературе, где "все про всех". Здесь же человек сообщает вам то, что ему нужно, от чего он был бы счастлив. Он сообщает свое мнение и дарит новую точку зрения. Это щедрый подарок! Даже если подводит упаковка – резкий тон, критика, раздражение, указания сверху…

Все это – шелуха. А в ней – бриллиант! Многие мечтают о преимуществах чтения мыслей, между тем напрочь игнорируя простые и понятные слова. Не говоря уже об изощренных намеках. Как трудно бывает выбрать подарок любимому человеку на день рождения! Такой, чтобы ему понравился. Особенно, когда напрочь пропускаешь все его слова и пожелания. Помните – упущения, искажения? Ему может нравиться совсем другое, нежели нам. Но разве ж мы услышим то, что нам не нравится?

Впечатляет и другая сторона медали. Когда надо дать четкую обратную связь, а мы ее не даем. Жадничаем что ли? Да нет – просто считаем это неприличным, невозможным для себя. Ну разве можно так уж прямо просить человека о конкретных одолжениях?! Он же почувствует себя неудобно!

Откуда вам знать, как он себя почувствует?!?

На пляже:

– Гражданочка, что это за безобразие? Ваш ребенок взял и закопал мою рубашку в песок. Гражданочка, я к вам обращаюсь! Ваш ребенок взял и закопал…

– Отстаньте, это не мой ребенок. Мой ребенок вон там. Он в вашей шляпе черешню моет.

Бесчувственному человеку ваши слова не повредят – только проинформируют о вашем отношении. Стараетесь уберечь от неприятных эмоций чувствительного?

Старания напрасны – он все равно в полной мере все это ощутит! Только чуть позже и намного больше. От вас же. В виде упреков о невнимании. Или похлеще – в отсутствии любви или безмерном эгоизме. Годы терпения и страданий выплескиваются в грязном потоке бытовой ругани вместе с ручьями крокодиловых слез. Или просачиваются – в виде систематических подколок и наездов по мелочам.

Терпение – это вообще одно из самых сомнительных достоинств. Нам бы дать четкую и своевременную обратную связь, так нет же – копим в себе. И при этом обижаемся. На весь мир. И особенно – на тех, кто для нас больше всего старается.

Некий благовоспитанный джентльмен лежит в больнице со сломанной челюстью. Его навещает жена:

– Дорогой! А я тебе вкусненького принесла! Картошечки жаренной с поджаркой – как ты любишь.

– Шпашибо!

На следующий день:

– Вот, родной, покушай яблочек! Говорят, очень полезно для здоровья.

– Шпашибо!

– А что тебе принести завтра?

– Орэшкоу прынэсы! Шука!

Правда оригинальный способ давать обратную связь? А ведь с такой чуткостью она того и гляди принесет. Сам попросил! А вообще, называть окружающих свиньями – это верный способ оставаться в свинарнике.

Есть и еще один печально известный вид народного творчества – жалобы. Как правило – третьим лицам. "Мой муж такой идиот – никак не догадается, что я терпеть не могу эти розы! Дарит их каждый год," – а додуматься сообщить о своих предпочтениях самому близкому человеку… Ума что ли не хватает. Или совесть не позволяет. Такая оригинальная совесть – охаять на весь честной мир можно, а поговорить по душам – уже нет.

– Вы знаете, у меня жена – ангел!

– Счастливец! А моя еще жива.

Благовоспитанные хозяева никогда не прогонят засидевшегося гостя, даже если у них совсем нет на него времени. Они выжмут из себя последнюю кроху, займут по соседям, но накроют для него шикарный стол. Еще бы – они же до смерти боятся прослыть жадинами! Потом они переглянутся между собой и скажут: "Незваный гость – хуже татарина". А вот дать четкую и понятную обратную связь: "времени мол нет да зарплату второй месяц не платят" – нет. Воспитание не позволяет.

Лучше уж они потом пойдут кому-нибудь пожалуются. Или отомстят.

– Что случилось? – спросил аптекарь, услышав довольный хохот своего напарника.

– Помнишь, как в прошлом году нам заменили трубы, и теперь они текут не переставая?

– Ну и что?

– Тот самый водопроводчик пришел за средством от головной боли.

Но мы-то с вами знаем, что это лучший вариант из тех, что оказывается им доступным. И вариант весьма оригинальный. С одной стороны, носить всю боль в себе уже просто невозможно, с другой – начнешь высказываться – рискуешь сгоряча заварить такую кашу, что годами расхлебывать придется.

При этом есть еще шанс, что упакованная таким образом обратная связь все-таки дойдет до адресата. А уж если он с головой – смотри сначала – то он скажет что-нибудь вроде: "Не бывает поражений – бывает только обратная связь". Затем поблагодарит за информацию и исправится.

– Муженек! Ты про меня вчера такое во сне говорил!

– Ошибаешься. Я вовсе не спал.

"Но есть способ лучше!" Да. Мы с вами знаем способ намного более эффективный. И экологичный – безопасный то есть. Конечно же, это обратная связь высокого качества. Обладая таким чудесным инструментом мы можем действительно легко и комфортно выдать всю необходимую информацию. Особенно, когда есть хорошая практика в удовлетворении всем критериям качества.

Мы с вами подробно рассмотрели и по деталям разобрали наиболее важные из них. Это ориентация на достоинства и преимущества, когда мы сначала говорим о том, что уже хорошо, а потом добавляем то, как сделать это еще лучше. Подобный подход позволяет концентрироваться на самом хорошем и приятном.

"Дорогой! Мне очень нравится, что ты даришь мне прекрасные цветы. И мне бы хотелось, чтобы ты чаще дарил мне…" – вставьте свои предпочтения.

Ваша информация станет еще ценнее, если она будет действительно конкретной и выполнимой. Вместо "мне хотелось бы больше твоего внимания" скажите, чего именно вы хотите. Больше цветов? Помощи по дому? Душевных разговоров? Комплиментов?

Войдите в роль историка. Вы говорите о том, что было в прошлом, и этим изменяете будущее. Отдайте роль провидца экстрасенсам и займите позицию наблюдателя. Говорите только о том, что было. Освободите настоящее и будущее для изменений. Это очень просто – достаточно использовать прошлые времена глаголов.

Снимите накал страстей. Диссоциируйтесь сами и помогите диссоциироваться собеседнику. Выйдите в третью позицию – рядовой видеофильм обсуждать намного легче, чем насущные проблемы! Взгляните на ситуацию со стороны и вам откроются действительно новые перспективы.

Оставьте за собой роль простого информатора. Зачем претендовать на роль архитектора чужих судеб? В ваших руках уже есть бесценный груз – ваша собственная жизнь. Ей и займитесь, а другого – просто проинформируйте. А уж он сам решит, что делать с этой обратной связью.

– А знаешь, ведь невестка гуляет!

– Это ее дело.

– Но ведь она изменяет нашему сыну!!

– Это его дело.

– Но ведь она изменяет с тобой!!!

– Это уже мою дело.

– Ну, а как же я?!!

– Ну, а это твое дело.

И еще раз. Принимайте с благодарностью обратную связь – любую. И возвращайте – обратную связь высокого качества. Выпускайте качественный товар! И – о чудо! – очень скоро вам будут доставаться самые лестные отзывы о вас и ваших действиях. А к вашему мнению начнут прислушиваться. И ценить. А это тоже – обратная связь о проделанной над собой работе.

Перед тем, как закончить чтение…

Умный человек – тот, кто учится. А на своих ошибках или чужих – это не важно.

Александр Любимов

Некий мудрец века сего пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил:

– Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию?

– Напротив, – отвечал старец, – мне пришлось обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.[66]

Экскурсия по стране Нейро-Лингвистического Программирования близится к завершению… Уже теперь вы можете с гордостью сказать, что буквы НЛП для вас не пустой звук. Вы получили свое собственное представление о нем, о его философии, об инструментах, подходах… Что-то вы уже привнесли в собственную жизнь, что-то вы с удивлением (или без) обнаружите в своем поведении спустя некоторое время…

Очень хочется верить, что благодаря знакомству с НЛП вы стали больше обращать внимание на те проявления человеческого совершенства, что постоянно окружают вас. Как шутят НЛПеры, одиннадцатой базовой пресуппозицией стоит сделать такую: "Жизнь – это частный случай НЛП!" Действительно, кажется, что оно не внесло ничего нового в этот мир – талантливые люди всегда используют те или иные подходы НЛП. И это очень легко заметить – самый убедительный мой довод – это анекдоты, которые я использовал. Можно взять практически любой анекдот и расшифровать его с точки зрения НЛП… Так что, не стоит зацикливаться на книжной теории – вокруг есть достаточно примеров для подражания!

Завсегдатаи страны НЛП (привет, коллеги!), прочитав эту книгу, наверняка удивились ее содержанию. Здесь нет целого ряда тем, что уже давно стали "визитной карточкой НЛП", и без чего не обходится практически ни один путеводитель по этой чудесной стране. Зато здесь есть много чего другого! Это сделано намеренно – у меня свои приоритеты в этой области. Свой взгляд на то, что в НЛП важнее всего и с чего начинается настоящий НЛПер. Именно это я и постарался вам передать. Правда, это не повод, чтобы не знакомиться с другими авторами…

Буду рад, если моя книга станет стартовой площадкой в вашем путешествии в безграничном мире успеха и совершенства. Буду счастлив, если вы привнесете хотя бы некоторые из подсказанных мною идей в свою собственную жизнь. Буду считать свою задачу выполненной, когда вы продолжите свое обучение в НЛП с помощью других книг или даже тренингов и семинаров. Ведь главная моя цель – это познакомить и заинтересовать. Показать, что жить можно интереснее, а добиваться своих целей – легче и эффективнее.

А мне осталось осветить совсем немного вопросов.

Берегите близких!

В сущности, знание практической психологии и приемов гипноза не сделает вашу жизнь более счастливой – только более понятной.

Сергей Горин

В принципе, если бы я был твердо уверен в том, что вы уже давно следуете базовым пресуппозициям НЛП, четко помните про второй пункт спецификации цели (зависимость от вас) и соблюдаете требования экологии, я бы не утруждал себя дополнительными нотациями. Но именно требования экологии настоятельно рекомендуют мне предупредить своих читателей: "Берегите близких!" От вас самих…

Приводит женщина дочку на осмотр ко врачу:

– Знаете, доктор, моя дочка все время почему-то улыбается.

– Ну, вы бы еще потуже косички ей затянули!

Основной проблемой занимающихся НЛП (да и психологией вообще) оказывается то, что их близкие зачастую недовольны этими занятиями. Еще бы! Был человек, как человек, а тут он прочитал какую-то книжку, сходил на некий семинар и теперь достает всех вокруг своими советами. Он-то знает, как жить правильно! И автоматически забывает, что карта – это не территория. Ярый энтузиаст новейшего направления практической психологии начинает учить своих близких, как им теперь жить. Теперь он "точно знает", как нужно измениться окружающим, чтобы жизнь вокруг стала благодатной…

Впечатление, что он занялся не НЛП, а чем-то другим. И тут я солидарен с его близкими: подобными вещами заниматься не следует! Это же не экологично! А, следовательно, – во вред. В чем дело? НЛП не работает? НЛП работает! Особенно если его применять. Но разве тот, кто пытается изменить мир вместо того, чтобы измениться самому применяет НЛП? Нет: он нарушает второй пункт спецификации цели. Какое уж тут НЛП!? Может быть он использует критерии обратной связи высокого качества? Если бы это было так, то нареканий бы не было.

Основа НЛП в том, что вы применяете его инструменты именно к себе. Именно я исхожу из того, что карта – это не территория. А у окружающих может быть любое другое мнение. Это ИХ карта. Мне туда соваться – не стоит. Если я хочу построить раппорт, именно я и буду подстраиваться. Уместен рефрейминг – я его сделаю. Зачем мне тратить время на внушение, что рефрейминги нужно делать всем и всегда. Особенно, если это вовсе не нужно… Когда в мою задачу входит использование 3-позиционного описания, догадайтесь, кто это будет делать?..

Никто не сомневается, что попытка повлиять на своих близких диктуется самыми позитивными намерениями. Мы их любим и хотим, чтобы их жизнь облегчилась! И своими корявыми попытками эту самую жизнь усложняем… А как иначе? Помните, что одной и той же цели можно добиться самыми разными способами? Так вот, изменяя себя в лучшую сторону, рано или поздно замечаешь, что происходит чудо: ты становимся примером для подражания. Не только дети перенимают полезные навыки у окружающих. Мы все постоянно учимся у тех, с кем постоянно общаемся. И стараемся брать самое лучшее. Так что, чем больше мы работаем над собой, тем больше у нас шансов вовлечь своих близких в свой мир.

До встречи!

Теперь я уже могу быть на 100% уверен, что ваш диалог с автором состоялся. Мы уже можем говорить на одном языке, и даже если я напишу, что мы с вами давно и крепко установили раппорт, то вы меня прекрасно поймете. И поэтому хотелось бы отдельно поблагодарить именно вас, людей, дочитавших мою работу до конца. Не будь вас и вам подобных, книга никогда не увидела бы свет. Обидно было бы… И именно потому, что вы читаете эти строки, я доволен. Теперь уж я точно могу сказать, что моя книга стоит того, чтобы прочитать ее всю. Приятно!..

Буду очень рад получить любую обратную связь по поводу моего творения. В особенности от тех, кто учился вместе со мной в "Московском Центре НЛП в образовании".

Домашняя страница Анвара Бакирова и Елены Рогашковой: http://www.duals.da.ru (материалы по НЛП и практической психологии, отрывки из изданных книг, информация по тренингам, неопубликованные тексты).

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: